Михаил Дегтярев: Экономика Хабаровского края растет "назло" санкциям
Михаил Дегтярев дал интервью радо "Комсомольская правда", в котором затронул ряд актуальных тем. В том числе разговор зашел об экономике.
- Как повлияла ситуация, сложившаяся в мире после 24 февраля, на экономику Хабаровского края? - задал вопрос ведущий.
- Самое главное, в экономике Хабаровского края - рост, - ответил губернатор. - Все индексы растут. И промпроизводство, и вот, если брать машиностроительные заводы, тут вообще без всяких вопросов. У нас там плюс 10 %.Горнорудное дело растет.
Из больших иностранных компаний ушли только канадцы - Kinross компания, она планировала Чульбатканское месторождение у нас золотое разрабатывать. Но пришла группа «Полюс», это нам даже лучше, это наши люди, Россия. Они будут вкладываться. И в те же сроки запускать это месторождение.
Ну, и плюс Exxon – они, вы знаете, добывали нефть и газ на Сахалине, через наш порт Де-Кастри отгружали нефть. Просто теперь их в проекте нет. Там другие компании, в первую очередь – российские. И это справедливо. Вы знаете, президент такой указ подписал. Поэтому и без американцев мы свои ресурсы готовы разрабатывать и продавать.Никаких критических, сложных ситуаций ни для промышленности, ни для народного хозяйства мы не видим. А все проекты, которые были нацелены на закупку западного оборудования, просто перенастраиваются на восток.
Или внутрь России спрос идет. И связано это, в первую очередь, с сознанием, с мозгами. Я это называю «импортозамещение мозгов». В первую очередь, у предпринимателей.
Пример – ферма мясомолочная, которую мы планируем строить в ближайший год, будет построена на белорусском оборудовании. Об этом мы с Александром Григорьевичем Лукашенко в Минске договорились. Она дешевле, производительнее, долговечней и лучше по всем параметрам. Так я нашего предпринимателя спрашиваю: а вы на чем хотели строить? На итальянском. Я говорю: а почему? Ну, есть же маркетинг, рынок. Ну, мы так привыкли. Понимаете? Поэтому я и говорю, здесь даже вопрос не экономики, а больше идеологии. Поэтому импортозамещаем специальной военной операцией мозги, в том числе предпринимателей.
То же самое – горнорудное дело. Есть китайские аналоги, есть российские аналоги. Если в цифрах говорить, то мы, разумеется, в первые недели введения вероломных западных санкций против России провели с Минпромторгом аудит, выявили примерно 1300 позиций так называемого «критического импорта». И за прошедшее время, если в долях, нашли 50 % внутри России, нет, на востоке аналоги, 30 % внутри России, и по 20 идет работа по дорожным картам. Как нам стать здесь импортонезависимыми. Это полезно для экономики.
- Вы прямо чемпион по оптимизму. Обычно: шеф, все пропало! Решений нет, мы к осени остановимся! Более популярны такие разговоры.
- Мы же живем на востоке. Здесь априори больше все равно и оборудования, и материалов, и логистических цепочек было выстроено с востоком – с Китаем, с Филиппинами, с Вьетнамом, с Индонезией, с Малайзией, с Кореей и Японией, которые пока как-то вот менжуются, хоть они и вроде тоже в санкционной политике участвуют против России, но японцы до сих пор у нас работают и вкладывают деньги в деревоперерабатывающий огромный комплекс RFP, работают, никуда не деваются. Поэтому они хитрые – люди востока. И правильно делают. Надо всегда исходить из своих национальных интересов, а не дяди Сэма.
Ну, зачем себе стрелять в ногу, как европейцы? Если Россия – это большой рынок, если мы и сами готовы экспортировать. В первую очередь, наши энергоносители, золото. Сейчас производители золота перенастраивают рынки. Точнее, свои цепочки на южные рынки, на восточные рынки – с европейских. Кому они сделали плохо, европейцы, что они не закупают наше золото? Себе. Удивительно.
Мы по добыче золота одни из лидеров. Это мало кто знает, но у нас почти 30 тонн – рекорд в прошлом году - добыто золота. А с запуском новых месторождений, гидрометаллургического комбината, вторая очередь в Амурске, - еще больше будем добывать и продавать. Я, кстати, выступаю за либерализацию рынка золота внутри России, - резюмировал Михаил Дегтярев.