Михаил Дегтярев: «Наша цель – два миллиона жителей Хабаровского края»

12:12 27 июля 2021

Глава региона вынашивает амбициозные планы развития приамурской территории

«Что делать, чтобы люди приезжали в Хабаровский край? Как дать им возможность увидеть на Дальнем Востоке будущее, получить возможность работать, воспитывать своих детей?». Спецкор газеты «Взгляд» задал эти вопросы врио губернатора, министрам, муниципальным чиновникам и простым людям и вот какие получил ответы.

«Два миллиона жителей Хабаровского края (наша цель), – говорит Дегтярев. – Сейчас один миллион 300 тысяч. Это не только рождаемость, сбережение людей, снижение смертности – но и новые жители этих мест. Люди, которые увидели на Дальнем Востоке будущее, получили возможность работать, воспитывать своих детей. Так же, как я – год назад».

Вместе с главой региона журналист проехал поездом до Чегдомына и открыл для себя удивительные вещи. Оказывается автодороги, связывающей северный поселок с другими городами края, просто нет. Товары везут почтовыми вагонами с кусачими ценами, поэтому ценник в местных магазинах дороже московского чуть ли не в два раза. Бизнес предлагает прицеплять к пассажирскому поезду до Чегдомына пару-тройку грузовых вагонов, так как на целый товарный состав денег не собрать, но у РЖД жесткий запрет на это. Дегтярев пообещал поставить вопрос перед московскими ведомствами, чтобы решить этот актуальный не только для Хабкрая, но и для других дальневосточных территорий вопрос.

Но в принципе вопрос должна решить автодорога. «Стройка трассы от Чегдомына до Комсомольска-на-Амуре – а оттуда, понятно, хоть в Хабаровск, хоть куда – много лет то возобновлялась, то затухала в зависимости от менявшихся представлений о рентабельности проекта, а прежде всего из-за отсутствия денег, - пишет спецкор. -Дорога активно пошла вперед в прошлом году, когда появились федеральные средства. Краевого дорожного фонда, объясняет Дегтярев, «считайте, что в последние годы не было» и на ближайшие пару лет не будет – поскольку 70% из этого фонда ежегодно отправляется на стройку обходной трассы на подступах к Хабаровску.

Концессию подписали в 2017-м, можно сказать – два губернатора назад. Обход Хабаровску нужен; стоимость его, по мнению нынешних краевых начальников, не вполне справедлива; но выходить из проекта поздно. А на оставшиеся 30% дорожного фонда в год – не то что строительство новых дорог, а дай бог в ремонты имеющихся уложиться. Там, где без них уже никак. «Дышать толком в этом деле начнем лишь в 2023-м», – предупреждает Дегтярев.

– А вот для дорожного строительства в крае, – говорит он, – нам необходимо постоянно взаимодействовать с центром, чтобы получать федеральное финансирование. В случае с дорогой Чегдомын – Комсомольск-на-Амуре у нас это получилось».

Удивляет столичного спецкора формат поездок Дегтярева. В Чегдомын за год исполнения обязанностей губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев приезжает уже в четвертый раз. А вот своих коллег – не только краевых министров, но и глав других районов, мэров Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре – он привозит сюда впервые. И оказывается, что эти встречи полезны всем. Местные жители воочию видят краевых министров и задают им прямые вопросы. Те узнают о ситуации не слов своих помощников, а из первых уст. Главы различных муниципалитетов знакомятся с тем, как живут другие районы. Это делает власть близкой народу, заставляет отвечать на конкретные вопросы, а не вторить прожекты для общего блага.

«Что делать, чтобы люди не только не уезжали отсюда, но и приезжали в Хабаровский край, - переспрашивает Дегтярев. - Моя идеология: севера сохранять, жителей – загружать работой, тарифы снижать, бизнес поддерживать. С 1 января 2022-го выравниваем энерготарифы – за счет федерального бюджета, такого в крае еще не было. Чтобы бизнес не задыхался, а развивался. Рыбаки, сфера услуг, переработчики, предприниматели будут платить за электричество меньше. Сегодня – от 30 до 80 рублей за киловатт. Теперь будет гораздо меньше». И приводит цифры: снижение цен на тепло – минус 10% уже с нынешнего отопительного сезона, коснется 350 тыс. человек. Дополнительные 25 млрд рублей краю из федерального бюджета; медицина, социалка, инфраструктура. «Это за год», – напоминает Дегтярев. «Будет больше».

«Насчет «больше» – отдельная тема, - пишет «Взгляд» дальше». - Прежде всего по собственным краевым финансам. Нынче самый крупный налогоплательщик края – это Дальневосточная железная дорога, ДВЖД с офисом в Хабаровске. Отрадно, конечно, что у железнодорожников все в порядке. Что есть грузы, есть деньги, есть строительство – включая, прежде всего, вторую ветку БАМа: треть магистрали – это Хабаровский край. И что немалая часть путейского финансового «пирога» пойдет напрямую на инфраструктуру пристанционных поселков, за что железнодорожникам спасибо.

Однако региональные предприятия – а это уголь, лес, рыба, самолеты, корабли и т. п. – за первое место в налоговом рейтинге пока что с федеральными железнодорожниками побороться не могут. Несмотря на то, что и в Чегдомыне у «Ургалугля» нынче все неплохо, и, допустим, в том же Комсомольске-на-Амуре – где авиазавод и судостроение – с заказами на последний год стало не в пример лучше, чем было раньше. Включая заказы оборонные – с самой дотошной приемкой, зато самые надежные и долгосрочные, обеспечивающие деньгами и работой на много лет вперед».

– Приливная электростанция в Тугурском заливе, – отвечает Дегтярев на вопрос о грядущих крупных краевых проектах. – Экологически чистая, строится как наплавная – с берега, ходу рыбы не мешает. Планируемая мощность – до 8 гигаватт. Зачем они нам нужны, если там нет ЛЭП? Объясняю: чтобы производить водород и продавать его за рубеж.

Статус проекта – разработка технического обоснования. Если все сложится, говорит и. о. главы региона, то к 2030 году примерно четверть мирового рынка водорода будет за Хабаровским краем.

– Колоссальные средства – доходы краевого бюджета повышаются в три раза, – отмечает Дегтярев. – На дороги, на социальную сферу, на развитие края.

Для Верхнебуреинского района Дегтярев планирует реанимировать проект Ниманской ГЭС, который «пылится на полке» с советских времен:

– Пятый визит в район я запланировал на место будущей стройки гидроэлектростанции на притоке Буреи. Вот наша энергетическая стратегия.

Следующий проект – тоже специально для краевых «северов».

– Если совсем на пальцах объяснять, то у нас торчит газовая труба из Якутии, – говорит и. о. губернатора Хабаровского края. – И непонятно, куда ее пристроить. Был план – поставить химзавод высшего класса опасности; люди выступили против, я их понимаю и поддерживаю. А есть проект производства сжиженного природного газа – такой, как на Ямале. Труба, завод, огромный холодильник. Где строить? Объявим конкурс между северными районами. В результате – доходы, рабочие места, газификация и много всего приятного для экономики и для жизни.

Дегтярев в очередной раз напоминает о географическом преимуществе Хабаровского края – трех тысячах километрах побережья:

– Приморье как таковое, де-факто – это мы. На меня в Приморском крае за такие слова обижаются: мол, приехал тут – и сразу начал... Но это же правда: именно мы, Хабаровский край – те, кто живет у моря. Любые проекты из той же Якутии – связанные с транспортировкой чего угодно: угля, газа, полезных ископаемых – идут через наше побережье. Мы очень тесно взаимодействуем с [главой Республики Саха (Якутия)] Айсеном Николаевым. Весь крупный бизнес, который встает на крыло в Якутии, будет работать в коллаборации с правительством Хабаровского края. Это география, это очевидно. Не понять этого, не ценить, не строить стратегию, исходя из этого – просто глупо.

Необходим краю, по словам его руководителя, и сухопутный пограничный переход в районе Большого Уссурийского. И «мы его построим», обещает и. о. губернатора одному из местных предпринимателей на вопрос о перспективах торговли с Китаем, «когда окончится ковид».

Подытоживая впечатления от увиденного, спецкор «Взгляда» делает вывод, что Дегтярев вписался в региональную тематику: «От депутата Госдумы – почти десять лет в нижней палате, руководство комитетом по физкультуре и спорту, оригинальные законодательные инициативы – в Михаиле Дегтяреве за год осталось не так много. Из сохранившегося, по Дегтяреву – знания, «куда и в какой кабинет в Москве пойти, чтобы то или иное для региона добыть». Ну и навыки общения с краевыми и муниципальными законодателями – «чтобы было понимание, где у нас политика, а где работа на людей, которые их выбрали».

В остальном же превращение из парламентария в регионального руководителя вполне состоялось. Особенно учитывая момент входа Дегтярева в регион – середина июля, пик протестов. Впрочем, за год отношения с жителями эволюционировали от настороженно-агрессивных до вполне рабочих.

– Все вопросы [на встречах с жителями] сейчас касаются управления, социальной поддержки, разрешения несправедливости, – отмечает и. о. главы края. – Количество житейских вопросов – хороший знак. Кого спрашивают о сокровенном? Руководителя, к которому есть доверие. И тех, кому доверяет этот руководитель».

 

 



AMURPRESS.RU
Политика
Остальные новости рубрики
Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время