Битва за дизайн: насколько потускнеет 5-тысячная купюра без графа Муравьева-Амурского?
В общественном пространстве продолжается дискуссия вокруг необходимости изменить дизайн 5-тысячной купюры, поменяв хабаровские символы на иногородние.
Центробанк, объявивший об этом решении, особенно не заморачивается. Дескать, нужно дополнительно защитить купюры от мошенников и более широко представить на деньгах символику российских городов. О том, что из «обращения» могут исчезнуть дорогие и важные не только для хабаровчан, но и для многих других россиян, изображения того же графа Муравьева-Амурского, авторов проекта особенно не волнует.
Подумаешь, исторический деятель значительно расширил границы Российской империи, фактически сделав ее тихоокеанской державой, и обустроил огромные территории востока страны. Дальний Восток далеко, а какая-нибудь Клязьма значительно дороже сердцу доморощенного патриота из чиновничьей среды. Но хоть некоторые жители восточной окраины и стремятся обосноваться с годами на берегах той же Клязьмы или Москвы –реки, но память об истоках хранят бережно.
Глава Хабкрая Михаил Дегтярев, хоть сам и не дальневосточник по рождению, считает предложение Центробанка об изменении дизайна «нашей» купюры «большой ошибкой», о чем публично известил в своем аккаунте в Инстаграм. По мнению экспертов, если Михаил Дегтярев сможет защитить интересы Хабаровского края перед Центральным Банком России - это станет очень сильным шагом со стороны главы региона, который обязательно оценят жители, считают эксперты.
«Изображение Хабаровска на 5000-купюре для жителей города – это не только признание их роли и предназначения в Дальневосточном регионе, но и некая сакральная вещь, указывающая на большое историческое значение Хабаровска в продвижении России на восток. Оставление на купюре изображения Хабаровска было бы значимым во всех смыслах», - считает политолог Даниил Ермилов.
В соцсетях также раскритиковали «крамольную» для дальневостчоников идею: «А зачем что-то менять, какая необходимость? Тот, кто это придумал, чем руководствовался?», «Зачем стирать историю и менять права. Как считаете?», «То есть потратить деньги из бюджета», «Есть ли логический смысл? Если руководствоваться эстетическими моментами, то это вкусовщина. Тратить огромные средства бюджета на тупо замену картинки не вижу смысла», «А так же, как со статусом столицы ДВ - улыбаемся и машем)». Некоторые фоловеры и вовсе иронизировали: «Красивое море в Хабаровске!».
Директор некоммерческого партнерства «Дальневосточный научный центр местного самоуправления», авторитетная в регионе Нина Поличка солидарна с теми, кто считает, что Хабаровск нельзя убирать с «красной купюры». По ее мнению, «такое решение пойдет в разрез с заявлением Президента РФ Владимира Путина о том, что Дальний Восток является приоритетом в развитии России на весь 21 век».
Политологи отмечают, что действующему главе региона под силу убедить Центробанк отказаться от несправедливого, по мнению многих хабаровчан, решения Для этого у Михаила Дегтярёва есть доказанное влияние и уважение на федеральном уровне, а также желание отстаивать интересы жителей Хабаровского края в самых высоких кабинетах.
«Центробанк – хоть и структура независимая от государства, тем не менее с федеральным центром отношения есть. Если будет сделан запрос, обращение в правительство Российской Федерации, президенту, то результат будет. Когда перенесли столицу, это одно – блуждающий статус да блуждающий, а когда следом стирают у людей память о Хабаровском крае – это морально душу скребет. Люди воспринимают это как дань неуважения к Дальнему Востоку, Муравьеву-Амурскому и в частности к самому региону», - отмечает директор «Экспертно-аналитического центра «ДВ-РЕГИОН» Евгений Чадаев.
Однако другая часть экспертного сообщества думает, что отбить инициативу Центробанка для региональных элит является суперзадачей, решение которой может уткнуться в непреодолимые преграды. Например, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета Леонид Бляхер считает, что если решили изменить символику купюр, то изменят.
«С практической точки зрения не важно, что именно изображено на купюре. Главное, чтобы на нее можно было что-то купить. Что же касается патриотизма… Почему-то патриотизм у нас обязательно связывается с военной формой, парадами и духовыми оркестрами. На самом деле патриотизм, как и любая любовь - это внутреннее чувство человека, которое очень редко прорывается вовне» - аргументирует политолог.
Перспективы хоть как-то повлиять на этот процесс со стороны главы Хабкрая, по мнению политолога Павла Наливайко, выглядят крайне крайне сомнительно.
«Вероятность того, что Дегтярёв сможет сдвинуть такую глыбу, как главный денежный регулятор страны, откровенно говоря, мала. Процессы в публичной политике проходят по несколько иным законам, нежели в структурах, подобных Центробанку. Тем более, что решение о смене дизайна купюр на сегодняшний день преподносится как фактически принятое. Вряд ли Центробанк пойдёт на попятную из-за позиции жителей тех или иных регионов, даже если эта позиция отстаивается на уровне главы субъекта федерации. Если у Дегтярёва получится, это будет, скорее, сюрпризом», - считает политолог Павел Наливайко.
Жителям Хабаровского края остается уповать на «сюрприз» или, как пел Высоцкий»: «Надеемся только на крепость рук, на руку друга и вбитый крюк, и молимся, чтобы страховка не подвела». Впрочем, Дегтярев уже не раз доказывал, что ему по силам самые невероятные сценарии.