Как команда Фургала довела до банкротства лесную отрасль
Развал лесной отрасли Хабаровского края – один из самых крупных негативов, оставшихся наследие от правительства Сергея Фургала. Четыре крупнейших приоритетных инвестиционных проектов региона за последнее время были лишены своего статуса и лесных делян. Тысячи работников лесной отрасли и членов их семей остались без средств к существованию. В бюджетной системе края зазияли дыры, которые раньше заполнялись налоговыми поступлениями с этих предприятий.
Под удар ретивых фургальских администраторов попали компании «Азия лес», «Логистик лес», «Леспром ДВ» и Римбунам Хиджау». Если к этому списку добавить уже дано лежачий «Аркаим», которому правительство края обещало помочь, но затем забыло о своих обещаниях, то мы видим, какой беспощадной косой выкосили лесной сектор Хабаровского края местные чиновники.
А ведь речь идет о высокотехнологичных предприятиях по заготовке и переработке леса, продукция которых шла на экспорт в страны АТР и Европы. Они находились в разной степени готовности, но уже работали, получали прибыль, платили налоги и вели свои приоритетные инвестпроекты к фактическому завершению.
Для их успешного завершения требовались помощь и взаимодействие с правительством региона, политическая воля его руководителя. Но как раз политическая воля Фургала оказалась направлена в обратную сторону. Того объема критики, которая обрушилась на официальные лесодобывающие компании в регионе, они не слышали за всю свою историю.
Понятно, что производственников всегда есть, за что критиковать. Одно дело – писать планы, другое дело их реализовывать. Вмешиваются самые различные обстоятельства, такие, например, как обвал рубля и экономический кризис, непогода, блокирующая деятельность на месяцы и т.д. Но все они преодолимы, когда край работает как единый механизм. Когда же шестеренки начинают крутиться вразнобой, объективные трудности приобретают характер необратимого социально-экономического бедствия.
На экономических руинах в результате такой политики оказался поселок Березовый в Солнечном районе Хабаровского края, да и не только он один. Но здесь последствия бездумной политики фургальской команды проявились в наиболее зримой форме. Компания «Азия лес» обанкротилась, распродажей имущества сейчас занимается конкурсный управляющий, и никакой практической возможности возобновления деятельности нет. 350 работников предприятия лишись работы, заработка, которые в северном поселке больше не найти. Более тысячи человек (с учетом членов семей) оказались в бедственном положении.
Не трудно понять, что чувствуют люди, комментирует ситуацию главный инженер предприятия Владимир Шевцов, проработавший на нем 16 лет. «Это и злоба, и обида, и досада, потому что сделать ничего не можем. Рынок есть рынок, если нет денег, из воздуха их не возьмёшь, а людям нужно что-то платить, поэтому обидно, конечно, было. Тем более это были воспитанники, в том числе, как и я. Но там были уже мои подопечные, которых я воспитывал. Из которых мы сделали специалистов-профессионалов, которые здесь прошли свои университеты по деревообработке», - говорит специалист. И его понять можно.
Производство, создание которого вышло на финишую прямую, было остановлено на полном ходу. Больше года на территории предприятия в контейнерах стоит техника для пеллетного завода, котельной и других объектов предприятия. Ее стоимость оценивается в несколько миллиардов рублей, и скорее всего она будет продана в погашении долгов компании. По мнению работников предприятия, чиновники, которые не захотели помочь компании, «зарыли миллиарды в землю».
«На предприятии я проработала почти десять лет. А сейчас просто все рушится. У нас были тяжелые времена, но мы их переживали, а угрозы закрытия предприятия никогда не было. Мы остались без работы, а наши семьи потеряли доход. Нет стабильности. В поселке люди вообще пропадут, ведь альтернативы там просто нет», - переживает бухгалтер компании Татьяна Глушак.
Работники предприятия вышли на несколько санкционированных пикетов как в поселке Березовом, так и в Хабаровске. Они пытались достучаться до правительства и непосредственно Фургала, но в ответ натыкались на каменную стенку. Их не то, что не хотели выслушивать, людей вообще не хотели слушать.
По словам управляющего директора компании BM Group, в которую входят «Азия лес» и «Логистик лес», Натальи Пудовкиной, был подготовлен проект совместного оздоровления двух компаний, который был готов поддержать и профинансировавший проект ВЭБ, однако позиция Фургала была категоричной: лишить статуса, лишить участков, разорвать все договора, и точка.
Пудовкина не понимает, почему это делалось, потому что все предыдущие правительства, наоборот, как могли, помогали становлению лесопереработки в Хабаровском крае. Поддерживали, административно, с помощью налоговых и финансовых механизмов. И лесники, не без труда, но поднимались на ноги. А тут бац, и всех одним ударом.
Но эксперты обратили внимание, что наряду с банкротством легальных лесодобывающих и лесоперерабатывающих предприятий в крае, как грибы, стали плодиться мелкие лесопилки, хозяйничали на которых китайцы, стал увеличиваться объем контрабандных поставок кругляка в Китай. Чувствовалось, что кто-то очень умелый в теневом секторе начал подминать эту сферу под себя. При этом речь не шла об увеличении поступлений в краевую казну, наоборот, неучтенная наличность потекла, скорее всего, в карманы теневых заправил.
В Хабаровском крае один за другим стали вспыхивать скандалы с рубкой деревьев, заметьте, на «законных основаниях» в самых неподходящих для этого рекреационных урочищах Хабаровского края. В районе озера Амут, например. И уже тогда наблюдатели связали этот процесс с вхождением в лесной бизнес людей экс-губернатора. Под видом вывоза конфиската, санитарных и инвестиционных рубок амурскую тайгу безжалостно и цинично вырубают, а доходы текут мимо краевого бюджета в карманы «лесной мафии» и крышующих ее региональных чиновников.
Порядка в лесной сфере за последние два года значительно поубавилось. В 2019 году краевая прокуратура обнародовала шокирующие цифры. В ходе комплексной проверки, проведенной прокурорами в лесной сфере, были выявлены сотни крупных и мелких нарушений в организации лесопользования. Проверяющими вскрыто 119 нарушений закона, по которым принесено 22 протеста, внесено 51 представление, подано 2 иска в суд, возбуждено 3 дела об административных правонарушениях, объявлено 35 предостережений.
Как видим, крупные лесозаготовители, которые хоть и не без греха, но являлись крупнейшими в отрасли легальными работодателями, развивали культуру переработки леса и продажу готовых изделий, платили налоги, оказались не ко двору. На освободившиеся деляны хлынули сотни "диких бригад", которые практически поставили дальневосточную тайгу «на топор». Расхлебывать «лесную кашу» придется уже новой краевой власти.