«Бизнес-спруту» клана Фургалов придется вернуть все незаконно нажитое
После ареста Николая Мистрюкова и Сергея Фургала по обвинению в убийстве и покушении на убийство дальневосточных бизнесменов семейный бизнес-клан экс-губернатора затрещал по всем швам. Контрольный пакет акций оказался в руках компании «Армада», принадлежащей московскому бизнесмену Павлу Бальскому.
Новый собственник сменил на главном фургальском активе - заводе "Амурсталь" - менеджмент и углубился в детали происходивших здесь процессов. Параллельно в отношении компании «Торэкс», управлявшей главными активами семьи, ведется следствие со стороны правоохранительных органов. В итоге было возбуждено уголовное дело по фактам вскрытых крупных мошенничеств и арестованы четыре топ-менеджера завода и аффилированных с ними структур, большая часть которых, так или иначе, контролируется представителями семьи Фургалов.
Еще находясь на свободе и занимая губернаторское место, Сергей Фургал начал спецоперацию по спасению активов семьи и непосредственно своих близких и дальних родственников. В частности, в мае 2020 года из Единого государственного реестра юрлиц исчезла фамилия падчерицы главы региона — дочь его супруги Ларисы Стародубовой от первого брака Екатерины Малофеевой, которая до этого времени являлась собственником ООО «Строитель».
Думается, не случайно. Новый собственник Амурстали озвучил претензии (подкрепленные заявлением в правоохранительные органы) в отношении того, что лица, подконтрольные хабаровскому губернатору, причастны к различным сомнительным «историям» вывода оборотных средств с предприятия. Упоминается среди прочих и ООО «Строитель» Екатерины Малофеевой. Крупные кредиты, взятые под поручительство Гарантийного фонда Хабаровского края в 2020 году, для компании не первые. Такие займы ООО практикует с момента своего создания — уже в 2018 году компания взяла три кредита на общую сумму 25 миллионов рублей.
Супруга Фургала Лариса Стародубова также лишилась своих главных активов. После продажи доли Мистрюкова компании «Армада» управление ООО «Торэкс» ушло из ее рук, и теперь она судится с собственной компанией. Она пытается оспорить продажу доли в компании господина Мистрюкова, а также последовавшую за этим смену руководителя. Правда, бывшему гендиректору это уже не поможет – он арестован за махинации на заводе.
Бизнес фургальской семьи закачался в конце прошлого года, когда в «Торэксе» и на Амурстали прошли массовые обыски. После них банки заморозили финансирование компаний, а иностранные партнеры приостановили оплату по заключенным ранее договорам. Опытные дельцы почувствовали неладное и решили поберечь свои деньги до прояснения ситуации.
Зашатавшейся бизнес-империи срочно понадобились деньги, и Фургал нашел выход. Он поручил своему первому заму Золочевскому создать залоговый фонд стоимостью 130 млрд. рублей, который должен был отвечать за обязательства государственным имуществом Хабаровского края. По сути, этим решением экс-губернатор изымал краевое имуществу в пользу своей семьи.
Однако криминальную попытку на корню пресекли федеральные надзорные органы, и великая афера Фургала с Золочевским не прошла. Тем не менее, по предварительным оценкам следственных органов в виде кредитов, госгарантий и прочих преференций семейные фирмы Фургалов и их приспешников получили за счет Хабаровского края на сотни миллионов рублей. Миллиарды рублей, по разным оценка от 2 до 3,5 млрд, были незаконно выведены с Амурстали опять-таки в интересах семейного бизнес-клана.
Например, государственный банк АО "МСП Банк" подал к ООО "Торэкс", которое, напомним, распоряжается активами губернаторской семьи, иск на полмиллиарда рублей. И таких исков от других банков и участников сделок с фургальскими фирмами нужно ждать немало. Схема была выстроена очень сложно. Кредиты для Амурстали брались на сторонние организации, поручителями по ним зачастую проходили члены семьи Фургалов.
Делалось это для того, чтобы как можно сильнее замутить воды вокруг этого бизнеса, ведь в мутной воде легче ловить рыбку. Однако сейчас эти поручительства могут выйти боком членам фургальской семьи. Например, серьезно подвисла судьбы 25 процентов акций ООО «Торэкс-Хабаровск», которой владеет Лариса Стародубова. Не придется ли ей расплатиться ими за данные ранее гарантии по кредитам?
Наблюдатели полагают, что следствие разложит по полочкам всю бизнес-схему семьи арестованного экс-губернатора, и не исключают появление новых уголовных дел. Ведь если распорядители фургальских богатств не объяснят вразумительно происхождение этих богатств, то сотни миллионов рублей вполне могут вернуться в бюджет, откуда начали свой путь в карманы семьи. Так уже было не раз в отношении других губернаторов-коррупционеров. Арест семейных активов может произойти и по другой причине: в качестве возмещения возможного ущерба и штрафов по уголовным делам.
Создается впечатление, что на каком-то этапе предпринимательский «гений» Сергея Фургала дал сбой. Благодаря его стараниям семья быстро вознеслась на вершины финансового благополучия, но фундамент оказался хлипким, построенным на недолговечных и очень непрочных материалах, замешанных на коррупционном «растворе». Сейчас за это приходится отвечать всему клану.