«Семейный подряд», или бизнес-схемы клана Фургалов
Сегодня в сети много разговоров о политической составляющей задержания Сергея Фургала, есть люди, которые выставляют его чуть ли не «жертвой режима». Не трудно понять, что это результат умело выстраиваемой в течение продолжительного времени имиджевой стратегии создания образа «народного заступника» в лице нынешнего главы региона на Амуре.
Однако за этим праздничным фасадом скрывался обширный бизнес семьи Фургалов, целью которого было максимальное извлечение прибыли всеми доступными способами. И здесь проявлялся истинный образ Сергея Фургала, прямо противоположный обаятельному «двойнику» с политической сцены. Наши коллеги из изданий «Восток-Медиа» и «Live» попытались сорвать маски с двуликих «Янусов», проведя предметный анализ деятельности фургальской империи вторчермета.
Аналитики агентств обратили внимание на то, что в мае 2020 года из Единого государственного реестра юрлиц исчезла фамилия падчерицы главы региона — дочь его супруги Ларисы Стародубовой от первого брака. Сейчас девушка — Екатерина — носит фамилию мужа — Малофеева, и если не знать сложносочиненной схемы семейных отношений Сергея Фургала, который то ли состоит со своей половиной в официальных отношениях, то ли нет, разобраться в этих связях непросто.
Имя дочки Кати всплыло в сети совсем недавно, и было связано с информацией об оформлении кредита по линии МСП Банка под поручительство Гарантийного фонда Хабаровского края на ООО «Строитель». Именно тогда выяснилось, что владеет компанией (100% до 14 мая 2020 года) никто иной, как Екатерина Николаевна Малофеева (в девичестве Стародубова).
Также стало известно, что ООО «Строитель в 2019 году получило в МСП Банке кредиты на сумму почти в 600 млн рублей. Не исключается версия, что этот заём, теоретически направленный на поддержку малого и среднего бизнеса за счет средств федерального бюджета, был частью кампании по обеспечению денежными средствами других бизнес-структур, аффилированных с губернаторской семьей.
Бизнес Малофеевой, по данным системы «Спарк-Интерфакс», за три года стал прибыльнее втрое. Например, в 2018 году выручка от продажи оценивалась в 876 миллионов рублей. Стала бы столь успешна молодая предпринимательница, не будь у нее такого влиятельного родственника? Вопрос.
Если говорить о бизнесе нынешнего главы Хабаровского края, то не секрет, что базировался он преимущественно на торговле вторчерметом. Он даже хотел построить перерабатывающий завод в Хабаровске, но в итоге его выбор остановился на «Амурстали» в Комсомольске-на-Амуре. В 2017 году завод выкупила компания «Торэкс-Хабаровск», в числе учредителей которой состояли супруга Сергея Фургала Лариса Стародубова и его давний бизнес-партнер Николай Мистрюков. Каждому из этих двух принадлежало по 25% компании. Еще 50% доли на тот момент было у московского бизнесмена Павла Бальского.
В 2018 году, опять-таки, не без протекции тогда еще депутата Госдумы Сергея Фургала компания становится фактическим монополистом по скупке вторчермета на Дальнем Востоке. В июле 2018 года правительство вводит запрет на экспорт металлолома через дальневосточные порты на 180 дней.
«Порты лишаются грузовой базы, а масса ломозаготовительных компаний по всему региону — рынка сбыта. Беспрецедентная мера поддержки коммерческого предприятия со стороны государства, введению которой предшествовали депутатские запросы Сергея Фургала. В них он напирал на то, что ценное металлическое сырье уходит за рубеж, в частности — приводил примеры объемов поставок металлолома в Южную Корею», - пишет сетевое издание «Восток-Медиа».
Однако, став собственником «Амурстали», сам «Торэкс-Хабаровск» продолжил гнать в ту же Корею еще большие объемы, только теперь не простым металлоломом, а в виде продукции металлургического производства.
Не трудно догадать, что, обвиняя игроков рынка вторчермета в «огульной» продаже сырья за рубеж, Сергей Фургал мог лукавить. Ведь этим занимались и аффилированные с его юизнесом компакнии. Например, ООО «Сталком», в учредителях которого состояли знакомые нам Лариса Стародубова и Николай Мистрюков, годами гнал металлический лом в Корею десятками и сотнями тысяч тонн, приводит данные издание Life.ru.
Если помните, на Life.ru в конце 2019 года вышло большое расследование, где сообщалось, что цена тонны лома при этом была занижена почти в два раза. По данным издания только за 2016 год «Сталком» недоплатил государству порядка 100 миллионов рублей таможенных пошлин и налогов.
Ареста Николая Мистрюкова в 2019 году привелк переходу его доли в компаниях бизнес-империи Сергея Фургала к Павлу Бальскому, который теперь владеет ¾ завода «Амурсталь». Взяв в свои руки бразды правления предприятием, бизнесмен понял во что попал. С зимы 2000 года предприятие сотрясают скандалы, связанные со сменой руководства.
Новый собственник крупнейшего в ДФО металлургического завода вынужден был озвучить претензии (подкрепленные заявлением в правоохранительные органы) в отношении того, что лица, подконтрольные хабаровскому губернатору, причастны к различным сомнительным«историям» вывода оборотных средств с предприятия. Упоминается среди прочих и ООО «Строитель» Екатерины Малофеевой. Крупные кредиты, взятые под поручительство Гарантийного фонда Хабаровского края в 2020 году, для компании не первые. Такие займы ООО практикует с момента своего создания — уже в 2018 году компания взяла три кредита на общую сумму 25 миллионов рублей, пишет Life.ru.
Причем в версиях возможной реализации схем вывода средств фигурируют фамилии не только губернатора, но и его первого заместителя по экономическим вопросам Юрия Золочевского. Поговаривают, что, опираясь на личный опыт банковской деятельности, господин Золочевский является своеобразным «гарантом» выдачи госкредитов организациям, оформленным на родственников или приближенных Фургала.
Как видим, пока «народный губернатор» публично заявлял о необходимости поощрять предпринимателей, бизнес которых зарегистрирован в крае, компания дочки, или вернее - падчерицы, с успехом продавала несортированный лом черных металлов в Азию. В 2019 году, в частности, было не меньше шести поставок в адрес гонконгской компании с «Neomaks Business Ltd». При этом каждая партия весила от 850 до 3 тысяч тонн.
И здесь возникает еще одна характерная параллель. владельцем гонконггской компании-покупателя значится Николай Шухов, который в свое время являлся доверенным лицом Сергея Фургала на губернаторских выборах. Человека с таким же именем и фамилией знают как фактического директора еще одной ломозаготовительной фирмы семьи Фургалов — ООО «Торэкс». Наверно, по случайному стечению обстоятельств ООО «Неомакс бизнес», созвучное с названием гонконгской компании, было местом работы Сергея Безденежных — депутата краевого парламента от ЛДПР, ставшего сенатором от Хабаровского края в Совете Федерации. Вот как все тонко перевязано в этой бизнес-империи!
И еще одна связь. «Строитель» работает также и на Корею., а по ту сторону границы металлолом получает,как оказалось, та же самая компания Kyungwon Networks Co.Ltd, которая фигурирует в расследовании Life.ru. Именно ей «Сталком» продавал металлолом по заниженной, по версии издания, цене.
Нынче эти больше чем занимательные подробности стали выплывать на поверхность, складываясь далеко не в радужную картину. Это вынудило новое руководство «Амурстали» обратить на них внимание силовиков. Запахло жареным. Поэтому выход падчерицы губернатора Екатерины Малофеевой из из состава учредителей сврхуспешного ООО «Строитель» не выглядит удивительным. Семья выводит из-под удара своих людей, Сергей Фургал пытается минимизировать риски хотя бы для них. И здесь уже не до личины добрпорядочного политика, которым потчевало избирателей его окружение. Пришло время опубличить свое истинное «я».