Зампред хабаровского правительства хочет отдать под суд независимую журналистку
Заместитель председателя правительства Хабаровского края Юрий Сальников написал в отдел СК по Центральному району Хабаровска заявление, в котором просит привлечь к ответственности известного журналиста Ольгу Шабалину по ст. 137 УК РФ – за якобы разглашение персональных сведений.
Краевому топ-чиновнику не понравилось, что в ряде СМИ и соцмедиа после назначения его на ответственную должность в региональном правительстве появилась информации о судимости 15-летней давности. Сальников посчитал, что это является разглашением сведений о его личной жизни, и написал заявления в следственные органы на провинившиеся издания. В «черном списке» оказалась и Ольга Шабалина.
Напомним, в 2005 году суд квалифицировал совершенное Юрием Сальниковым преступление по ст. 112 УК РФ как умышленное причинение вреда здоровью средней степени тяжести из хулиганских побуждений – и приговорил его к 2 годам и 4 месяцам лишения свободы. О чем, собственно, и написали независимые медиа Хабаровского края, уповая на «публичность» персоны Сальникова – в момент публикаций губернатор Фургал уже назначил его исполнять должность зампреда правительства по строительству.
Так что же не понравилось Юрию Сальникову в публикациях свободной прессы края? Может быть, упоминание об имевшей судимости? В интервью изданию «Хабаровский край сегодня», которое чиновник дал 29 апреля 2020 года на волне обсуждения его «криминального» прошлого, он приподнес ситуацию 15-летней давности иначе. Вот выдержка из той публикации:
«Речь идет о дорожном конфликте в 2005 году. Мы ехали на машине по загородной трассе. И навстречу нам на высокой скорости выехала другая машина. Он летел и даже не думал сворачивать. Нам, соответственно, пришлось увернуться, из-за чего нас закрутило и мы вылетели с дороги, едва ли не перевернулись, и только чудом обошлось без жертв. Но виновник опасной ситуации даже не остановился, чтобы посмотреть, не разбились ли мы. Мы поехали следом за ним. Когда догнали, водитель даже не посчитал нужным что-либо объяснить, извиниться, вел себя вообще неадекватно и отрицал, что на дороге что-то произошло. Как оказалось, это был сын высокопоставленного генерала, начальника краевой тогда еще милиции, – рассказал Юрий Сальников.
Он также отметил, что во время дорожного конфликта в его машине находились самые близкие для него люди – родной брат со своей супругой. Выяснять отношения «на кулаках» никто не собирался, но виновник едва ли не свершившейся трагедии первым начал показывать силу.
- Была ли там драка? Нет. У него была попытка удара, с моей стороны один удар и все. После этого мы разошлись. Однако потом меня вызвали в отдел милиции. Дело дошло даже до суда, но суд меня отпустил», - добавил Сальников.
Однако до тюрьмы дело так и не дошло. Спустя несколько месяцев после вынесения решения, суд освободил Юрия Сальникова и от исполнения условного наказания», - такова опубликованная изданием «Хабаровский край сегодня» версия чиновника.
Что и говорить, интересная интерпретация. Оказывается обмен ударами между людьми на улице, даже если было по одному удару, дракой не является. А что это тогда, позвольте спросить? И что значит: «меня потом еще долго «мурыжили», хотели жесткого наказания, видимо»? Почему чиновник прямо не говорит о том, что суд состоялся и решение вынес? Оно, действительно, было не жестким, но оно было.
«Безусловно, колония-поселение, в которой он отбывал часть срока, освободившись условно-досрочно, не может считаться тюрьмой. Однако замечу, что, настаивая на привлечении меня к ответственности по ст. 137 УК РФ, этот человек формально признает наличие факта судимости в своей биографии, - заявила в открытом обращении на своем канале Ольга Шабалина. - Закон о государственной гражданской службе делает допущения для таких граждан. Однако мне как жителю Хабаровского края кажется неприемлемым нахождение таких людей в высших эшелонах региональной власти.
А происходящее я расцениваю, как попытку выбить с информационного поля того, кто говорит правду и оперирует сухими фактами. Люди, пришедшие к власти на волне победы ЛДПР в Хабаровском крае, считают таких, как я, оппозиционерами и пытаются душить свободу слова. Это та самая власть, которая очень любит называть себя «народной».
Напомним, в соответствие с российским законодательством СМИ имеют право «публичить» личные сведения общественно значимых персон. Конституционный Суд опубликовал Определение № 274-О от 12 февраля 2019 г., в котором разобрался, может ли СМИ без согласия героя статьи публиковать данные о нем.
В этом документе, в частности, говорится, что судам необходимо проводить разграничение между сообщением о фактах, способным оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касающихся, например, исполнения своих функций должностными лицами и общественными деятелями, и сообщением подробностей частной жизни лица, не занимающегося какой-либо публичной деятельностью. В то время как в первом случае СМИ выполняют общественный долг в деле информирования граждан по вопросам, представляющим общественный интерес, во втором случае такой роли они не играют.
Может быть, в «коридорах» хабаровской власти и на ведущих к ним «тропинках» не все слышали о праве журналистов предавать огласке «общественно значимую информацию» о «публичном лице», но в целом по стране такая правовая норма действует.