Эпидемия ковида выявила двойные стандарты в системе власти Хабаровского края
Хабаровский край, возглавляемый губернатором-медиком, казалось, должен быть примером для остальных регионов в борьбе с пандемией коронавируса, а попал в число аутсайдеров по росту заболеваемости и количеству сопровождающих его скандалов. Почему так происходит, разбирался АмурПРЕСС.
Статистика заболеваний коронавирусом в Хабаровском крае, публикуемая в аккаунте регионального министерства здравоохранения в Инстраграмм (minzdrav_27), в считанные дни из развернутых прежде сообщений скукожилась до «фронтовых сводок» о приросте заболевших, выздоровевших и умерших от COVID-19 и позиции края среди регионов ДФО по приросту ковидных больных на 100 тысяч населения.
Из этой статистики напрочь исчезла информация о заболеваниях и смертности от внебольничных пневмоний, которые эксперты также считают одной из форм проявления коронавируса. И у жителей Хабаровского края сразу же возникли вопросы к такой статистике от краевого минздрава.
В комментариях в аккаунте minzdrav_27 пользователи пишут: «Ок, с covid все понятно. Что там с пневмониями и смертностью от нее. А то в Дагестане мы уже видели как статистику ведут…» (tierbash58). Ему вторит пользователь под ником aleksandrasu: «Опубликуйте, пожалуйста, информацию по внебольничным пневмониям. После выступления минздрава Дагестана понятно, что пневмония это тот же ковид, только официально не диагностированный. Вы раньше такую статистику публиковали».
Однако ответа на свои обращения пользователи не получили. Эта тема почему-то оказалась табуированной краевым Минздравом. Но шила в мешке не утаишь. DVHAB.RU опубликовал статью с тревожным заголовком: «Болезнь с летальностью выше коронавируса буйствует в Хабаровске», в которой привел слова заместителя начальника городского управления по физической культуре, спорту и здравоохранению Татьяны Скорик.
«Есть очень серьезная проблема по распространенности внебольничной пневмонии. Сейчас у нас еженедельно регистрируют по 200-300 новых случаев. При этом два процента от числа — летальный исход. Поэтому нельзя ослаблять внимания и к этой проблеме. Есть высокая опасность заражения и распространения такой пневмонии. За весь 2013 год ее выявили у 1179 человек, а за пять месяцев 2020-го заболели уже 3279, из них умерли 69. Большинство из них старше 65 лет. Снижения и интенсивности нет никакой. При этом она распространяется на фоне коронавируса», - сообщила специалист.
Эти цифры намного страшнее тех, которые ежедневно публикует в Инстаграм краевой минздрав. Вот, например, данные на утро 2 июня, взятые из этого аккаунта: «Всего в крае зарегистрировано 2142 случая заболевания, рост + 2,9% к 31 мая 2020 года), из них 12 закончились смертью пациентов». Заметьте, рост числа заболевших дан в «легких» процентах, тогда как в физическом выражении это 61 человек. Цифра серьезная, но ее постарались «лукаво» смикшировать. Из этой же «оперы» можно вспомнить и занижение главой региона текущих цифр заболевших ковидом во время доклада по видеосвязи президенту.
Также «лукаво» в прогубернаторских медиа сообщается о том, что по количеству заболевших коронавирусом на 100 тысяч населения Хабаровский край находится в середине сводки среди дальневосточных регионов. Однако по общему количеству заболевших регион, к сожалению, находится на первом месте в ДФО. По состоянию на 1 июня, напомним, в Хабаровском крае (нарастающим итогом) заболело 2142 человека, в Приморье – 2049, в Якутии – 2042, и дальше по нисходящей. И это именно та правда, которая «колет» глаза, и ее не хотят «видеть».
Такой правды накапливается все больше и больше. Помните, как вначале эпидемии полпред Трутнев раскритиковал хабаровское правительство за неготовность коечного фонда, а глава Роспотребнадзора Попова – за отставание в тестировании населения? Следом уже целые районы края начали трубить SOS из-за отсутствия необходимых условий, нехватки специалистов и дефицита лекарственных средств.
В Советской Гавани, например, губернатор пообещал выделить деньги на строительство новой больницы и дома для врачей, а на деле не дал средств даже на текущий ремонт, из-за чего условия лечения ковидных больных в местном госпитале ведется в далеко не лучших условиях.
«Сегодня вместо больницы в Советской Гавани – попросту аварийный «сарай». Лечебное учреждение требует серьезной реконструкции. Ремонт здесь не проводился с 1991 года. Во всем этом вынуждены находиться пациенты, больные коронавирусом», - рассказала депутат гордумы Светлана Балашова.
Впрочем, по ее мнению, вряд ли стоило ждать другого развития событий. Она вспомнила похожий случай из своих взаимоотношений с нынешним губернатором. «Я его знаю по Госдуме. Приехала к нему несколько лет назад в Москву на прием. Так как он наш депутат, к тому же медик, попросила помочь томограф выписать для ЦРБ. Он, значит, мне ответил: вот если бы вы меня выбрали, то я бы сделал в Совгавани все, - вспоминает Светлана Балашова. - Позже я позвонила ему на сотовый, спросила, где ответ на мой депутатский запрос: ответь по закону. А он мне сказал: я никому ничем не обязан, отвечать тебе не буду».
Еще одна показательная история произошла в детской краевой больнице имени Пиотровича, расположенной в Хабаровске. Под видом «ожесточенной борьбы» с коронавирусной инфекцией краевые чиновники под изолированный блок для больных COVID-19 отдали онко-гематологическое отделение. А маленьких онко-пациентов просто перевели в урологическое отделение, которое совершенно не соответствует требованиям для пребывания малышей с серьезно ослабленным иммунитетом.
«Условия для того, чтобы помыть детей, ужасны - в ванной грибок. Что такое грибок для ребенка без иммунитета, думаю, объяснять не надо. Скоро лето, в палатах нет кондиционера, в том отделении они есть. В те дни, когда была жара, дети задыхались на химии... Нашли, кем пожертвовать, детьми с онкологией! Это ужасно!» — рассказала АмурПРЕСС одна из мам.
Ситуация с президентскими доплатами вообще обернулась скандалом. Фургал доложил Путину, что все заплачено, а медики повсеместно стали жаловаться на то, что им не заплатили или выплатили копейки. Жалобы полетели в Москву и правоохранительные органы. Следком начал расследование по фактам невыплат.
В ответ медицинские чиновники попытались запугать протестующих медиков, даже написали заявление в прокуратуру на работников хабаровской станции скорой помощи о том, что, якобы, они устраивают несанкционированные акции протеста. Заявление уже отозвано, однако неприятный привкус у людей остался. Они поняли, кем являются для нынешней краевой власти.
А в крае выявилась очередная ковидная проблема. В следственные органы СК РФ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области поступили материалы из прокуратуры Хабаровского края и управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю о нарушении санитарно-эпидемиологических правил при обсервации работников-вахтовиков, прибывающих из других субъектов. Работники размещались в помещениях, не позволяющих соблюсти принцип изоляции, санитарно-бытовые условия проживания не соответствовали необходимым требованиям. В результате произошла вспышка заболеваний коронавирусом.
Словом, куда не кинь, везде клин. Создается впечатление отсутствия четкой, скоординированной системы власти в Хабаровском крае. Казалось бы, слова звучат правильные, посылы тоже, а за ними возникает пустота, непонятные игры, возобладает стремление казаться, а не быть. Все это происходит на глазах людей, которые, отнюдь, не слепы, хорошо все видят и зачастую становятся сами заложниками некрасивых игр. Власти это не добавляет авторитета, а жителей края все больше напрягает.