Все для своих: в Хабаровском крае собираются изменить схему рыболовства на Амуре
В Хабаровском крае разгорается конфликт между рыбодобытчиками нижнего и верхнего Амура. В общественном пространстве, СМИ и новых медиа активно вбрасывается идея изменения схемы промышленного рыболовства с акцентом на районы, расположенные выше центров традиционного рыболовства.
Как пишет сетевое издание Prohab.ru, тему активно лоббирует группа рыбопромышленников, чье влияние значительно усилилось с приходом к власти нового губернатора. По их мнению, там и потенциальные объемы вылова выше, и контроля «в разы меньше». Лоббисты готовы вкладывать в перераспределение промысловых зон любые ресурсы.
Сейчас правила рыболовства на Амуре регулирует наука. В конце февраля в Южно-Сахалинске прошло заседание Дальневосточного научно-промыслового совета (ДВНПС), на котором сотрудники Росрыболовства, промысловики и учёные обсудили возможные изменения в правила добычи тихоокеанских лососей в путину 2020 года. «Ученые считают, и мы солидарны с ними, что для сохранения популяции лосося в Амурском лимане и в Амуре необходимо ограничить объемы и ареал промышленного рыболовства», - рассказал АмурПРЕСС руководитель Ассоциации рыбопромысловых предприятий Хабаровского края (АРПО) Сергей Рябченко.
На время осенней путины, по его словам, устанавливаются проходные дни: один день в лимане, два дня до устья Амгуни, и три дня – выше устья Амгуни. Начиная с Комсомольского района и выше, если комиссия по анадромным рыбам уже в ходе путины примет решение открыть там промысел, проходные дни будут установлены день через день. В целом ученые рекомендуют распределить квоты по вылову осеннего лова лосося следующим образом: Николаевский район – 58,5 %, Ульчский район - 36,5 %, верхние районы – 5%. С точки зрения науки, эта формула оптимальная.
Из-за того, что ресурс истощается, рыбаки нижнего Амура приняли решение сократить количество стационарных орудий лова - заездков - с 37 до 18. И в принципе, сам заездок по своим конструктивным особенностям не может перекрывать миграционный путь лососей на нерест. В то же время за один только год количество наплавных сетей на Амуре, наоборот, выросло почти в два раза — с 1361 до 2269. А это активное орудия лова, которые движется по течению реки, наплывая на рыбу, в связи с условиями рыбалки можно применять именно на среднем и верхнем Амуре.
Главным регулятором в рыбацких, скажем так, «спорах» выступает региональный совет по добыче анадромных рыб, который устанавливает и регулирует «правила игры», опираясь на данные науки. Однако в процессе также задействованы региональная структура Росрыболовства, природоохранная прокуратура, две ассоциации промысловых предприятий, комитет рыбного хозяйства краевого правительства, ассоциация коренных малочисленных народов.
Это порождает определенную турбулентность, которая создает почву для размывания принципиальных решений. В частности, Ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районов, организованная не так давно в пику АРПО, категорически не согласна с предлагаемой процентовкой ловли красной рыбы в Амуре, когда все «сливки», по их мнению, снимают рыбаки низовьев Амура, а верхи доедают остатки.
Рыбопромышленники, шагающие в ногу с новой властью региона, настаивают на кардинальном изменении пропорций. Они предлагают оставить рыбакам нижнего Амура лишь 40% осенней кеты, а добытчикам среднего и верхнего Амура дать возможность вылавливать 60% красной рыбы. При этом добычу летней кеты и горбуши в лимане предлагается вообще запретить.
Конфликт в рыбацком сообществе мог бы погасить рыбохозяйственный совет при губернаторе края, но он уже больше года не собирался, новые власти, скорее всего, не хотят прислушиваться к мнению рыбацкого большинства, преследуя какие-то свои цели. И это ощущается буквально во всем.
«С таким отношением к бизнесу, какое сейчас в крае, мы просто не выживем. Начнем с того, что нашу ассоциацию 2 года не принимали в состав комиссии по добыче анадромных видов рыб, пустили лишь в этом году. Причем отказывали безо всяких видимых причин. Комиссия была представлена только Ульчским и Комсомольским районами, а Николаевский район вообще представлен не был», - считает замгендиректора "Ухта-Пром" Валерий Бахметьев. И это только один из настораживающих симптомов, есть и другие.
«Некоторые эксперты утверждают, что в вопросах рыбного промысла на Амуре очень заинтересован старший брат губернатора Сергея Фургала, председатель бюджетного комитета Законодательной думы Хабаровского края Вячеслав Иванович Фургал. Якобы, он даже проводит регулярные встречи с крупнейшими игроками этого рынка, на которых формируется «общая» позиция», - пишет Prohab.ru.
Впрочем, ничего предосудительного, с нашей точки зрения, в этом нет, если все делается во благо края. Но вот что удивительно. Предложение об изменении схемы промысла изложено в письме губернатору края от …. имени представителей коренных малочисленных народов Севера, живущих в Ульчском районе. Почему аборигены, еще недавно выступавшие за полный запрета промышленного лова лососей на Амуре, вдруг стали так рьяно защищать бизнес? Да еще предлагать перераспределить промысловые объемы в пользу крупных рыбодобывающих компаний, работающих в Ульчском и Комсомольском районах.
При этом, что тоже довольно странно, представители КМНС из Ульчского района почему-то забыли о своих земляках из Нанайского района и вообще о населении других территорий, располагающихся выше по течению Амура. У коллег из Prohab.ru складывается впечатление, что появление письма губернатору выгодно не конкретным аборигенам, а как раз тем, для кого промышленное рыболовство – это бизнес.
Но как бы там ни было, губернатор Хабаровского края поставлен перед нелегким выбором: действовать в строгом соответствии с научно обоснованной стратегией в интересах государства и региона или последовать за мнением нескольких чиновников, которые, выступая от имени КМНС, могут продвигать интересы конкретных рыбопромышленников. И участники рынка хорошо знают, кто за этим стоит.
«Сергей Фургал может быть вовлечен в неприятную для него историю, поскольку он не вправе распоряжаться государственным ресурсом и принимать популистские решения, которые противоречат и научным, и правым факторам», - резюмирует издание.