В Хабаровском крае рухнул общественный договор между жителями и властью

12:00 20 февраля 2020

В 2018-19 годах избиратели региона, массово проголосовав за Сергея Фургала и ЛДПР, оформили запрос на качественные преобразования в социально-экономической жизни Хабаровского края. По итогам этих выборов был как бы подписан негласный общественный договор между электоратом, который сформировал актуальные вызовы для новой команды, и властью, которая обязалась их выполнять.

Однако сегодня уже можно видеть, что надежды людей на изменения тают. Засилье одной партии сменилось на тотальное доминирование другой, в правительстве – кадровая чехарда, множатся уголовные дела, ситуация в экономике и социальной сфере ухудшается. Как следствие, если еще год назад электоральная поддержка Фургала зашкаливала, что сейчас даже самые ярые его сторонники, начинают более трезво оценивать ситуацию.

В Facebook я наткнулся на характерный комментарий пользователя (не буду называть его по имени, но это достаточно авторитетный человек,  можно даже сказать общественный лидер  новой волны). Его оценки годичной давности и сегодняшнего времени существенно разнятся, в них больше нет безоглядного оптимизма.

«Сегодня мы являемся соучастниками самого знакового отечественного события последних 20 лет, а в некотором смысле последней тысячи лет, - пишет он в своем аккаунте. - На наших глазах разваливается концепция: "Ежели не выберете кого нужно - вам конец, станет ужасно, не выносимо, все кары небесные на вас сойдут, всех бюджетников уволят, всех дотаций лишат!".

Ну и? Вот мы выбрали совсем не "тех, кого нужно". И что? Все как на работу ходили, так и ходят. Всякие дальневосточные надбавки, как были формальными, так и остались. Владивосток, наконец-то, стал столицей и теперь также как Хабаровск всё годы до этого, задаётся вопросом: "А что с того, что я столица? Где плюшки-то?". Хабаровск, в свою очередь, через 15 минут забыл, что он был какой-то там столицей. Из потерь всё.

Это принципиальная точка - сменяемость госуправленцев. Не факт, что станет намного лучше, но хуже точно не становится. Таким образом, выбирая в следующий раз, вообще нет смысла руководствоваться вопросом станет лучше или хуже? Всё, проверено. Хуже не станет.

Вопрос должен стоять только один: насколько станет лучше, если...

И дело, конечно же, не в Фургале, Шпорте, Ишаеве и т.д. Дело в нас, как в заказчиках для системы госуправления. Поймём ли мы это системно или опять будем ковыряться в личностях, кто был плохой царь, а кто хороший?

Давайте менять системно и постоянно, и тогда никто не царь, а только одни управленцы».

На мой взгляд, принципиальный посыл этого поста – переход от личностной поддержки того или иного политического деятеля к защите общечеловеческих ценностей. И если эти ценности не будет защищать Фургал, как до этого не сделали его предшественники, то и его место – в архиве истории. Это – важнейший перелом в сознании жителей Хабаровского края, произошедший за последний год.

На эту тему, представляющую интерес не только для нашего региона, но, думается, и для всей страны в целом, мы попросили порассуждать и ведущих политологов Хабаровского края. Какими они видят взаимоотношения между региональной властью и жителями на одной из самых «революционных» территорий России?

Леодин Бляхер

- Я не думаю, что негласный или гласный договор в принципе существовал, - считает философ, социолог, заведующий кафедрой Философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета Леонид Бляхер. - Голосование было протестное, то есть проголосовали не за нынешнего губернатора и нынешнюю партию, а проголосовали против предшествующего губернатора и предшествующей партии. В этом плане – все выполняется. Заметьте, что никаких предметных «обещалок» даже не было. То есть, «обещалки» были на уровне «мы за все хорошее против всего плохого», ну, да – в общем, все выполняется. В этом плане все хорошо. 

Не знаю каких-то прорывных вещей, ну, наверное, они не могли быть. Хозяйство, как и общество, штука объективная, от действия руководящих товарищей очень не сильно зависит, во всяком случае, слабее, чем нам хотелось бы думать. 

- На ваш взгляд, никакой критической массы не накапливается? Все идет, как должно идти?

- Я не знаю, как оно должно идти. Оно как-то идет. Просто есть некое представление, что сейчас мы все возьмемся за руки, и будет нам тогда счастье. Мы не возьмемся за руки, потому что мы разные, и счастья у нас не будет. Ну то есть, может, будет, а, может, и нет, но оно не зависит, возьмёмся мы за руки или нет. Есть некое объективное поступательное движение общества. На сегодняшний день оно идет так, как оно не может не идти…

По мнению доктора политических наук, профессора, директора Института социально-политических технологий и коммуникаций Тихоокеанского государственного университета Илдуса Ярулина, ключевой особенностью нынешней ситуацию в крае является полное доминирование ЛДПР. Взяв всю полноту власти, она обрекла себя и на всю полноту ответственности. Сейчас, по словам политолога, лдпровцы вынуждены решать все те проблемы, которые остались от прежней власти, а также те, которые возникли во время уже нахождения у власти самих лдпровцев. Но пока ни мощи, ни технологий, ни умения не наблюдается.

Илдус Ярулин

- Мы ведь видим, что ЛДПР наступила на те же грабли, что и «Единая Россия» в свое время. Когда власть монополизирована. А тот, кто власть забирает в свои руки, он за нее и должен полностью отвечать. И пока мы не видим вот такого массового разочарования в ЛДПР, но, тем не менее, тренд на спад - он уже ощущается. То есть не так много времени нужно тем, кто в свое время голосовал за ЛДПР, они могут разочароваться и в действиях правительства, поскольку там, в общем-то, нет стабильности. Мы видим, что это кадровая чехарда, а задачи придется решать еще больше.

Тем более, что это опять же с мусорной реформой. Хабаровский край оказался, по сути дела, единственный, кто не вписывается в эту систему. Мы не видим сколь либо серьезного подхода к тому, что требуют федералы. Это реализация национальных программ. Ну, может быть, немножко так в области медицины хотя бы что-то будет. А так, серьезного ничего нет. Мы не видим создания того, что сегодня является трендом для всех федеральных центров.

Вот и сейчас идет заседание в Белом Доме, я имею в виду в Москве, по созданию научных образовательных центров. То есть это на базе университетов, создание таких центров, которые могли бы разрабатывать стратегии развития регионов. Я про это в Хабаровском крае вообще ничего ни от одного руководителя не слышал! То есть по многим каким-то таким показателям, которые называются KPI – это оценка деятельности губернаторов - и то, что сейчас выносится на повестку дня, мы пока в этом плане, ну, Хабаровский край не видим. 

Да, есть феномен Фургала, и достаточно сильная поддержка, но сейчас наступает время серьезных прорывных решений, для того, чтобы имидж поддержать. А я их пока не знаю. Мы видим, что достаточно  серьезный протест на северах есть, поскольку много чего пообещали, а ничего не сделано.  Я не знаю, насколько реально реализована программа бесплатных обедов в школах. Это та фишка, с которой шел Фургал. И то, на чем настаивает Президент. И те регионы, которые выполнят эту программу, они будут в определенном фаворе. А у нас в районах не хватает денег на это.

- Насколько критична масса накопившихся противоречий, когда она может «выстрелить»?

- Практически по всем рейтингам Хабаровский край находится в зоне так называемой «слабой устойчивости». Пока никто еще не отмечает, что достигли серьезного успеха. Отсюда и феномен. Что назло бабушке отморозили уши и пока еще этому радуемся. То есть, пошли против основного тренда – и получили. Не хотелось бы этого, чтобы оно наступало, но время расплаты за свои действия  еще не наступило.

Я думаю, что для половины срока губернатора – это да. Потому что если в эту первую половину ничего не сделать, то многие вещи уже не наверстать. А дальше перед губернатором будет стоять другая задача – идти ему на второй срок или нет. А такие вещи в сознание и в память долго в себя впитывают, а выплескиваются очень быстро. Поэтому времени на раскачку особо не остается. Тем более, если мы будем сталкиваться с проблемами продовольственной безопасности.

Мы же знаем, что Хабаровский край обеспечивает себя продуктами процентов на 5-6. Если бы не подсобные хозяйства, тогда вообще неизвестно, что было бы. Чуть что в Китае тряхнуло – а у нас ни помидоров, ни огурцов. Ну ладно, без этого прожить можно. Но и повышение цен – это же тоже сразу.  Это вот те индикаторы, которые сразу показывают,  что случись где-то что, мы просто не сможем встретить неизвестно откуда пришедшую беду. То есть, вот этот коронавирус, как Черный Лебедь – показал нашу способность реагировать на многие вещи. Готовы мы к долговременному противостоянию или нет.

Сейчас мы опять вступаем во время серьезного противостояния. То есть ЛДПР может красиво и активно работать на протестном поле, это да. А на ниве созиданий ЛДПР, пока, в общем-то, достижений не видно. Хотя у них несколько губернаторов. Но я бы не назвал эти территории – территориями успешного развития. И Хабаровский край в этом плане не исключение.



AMURPRESS.RU
Политика
Остальные новости рубрики
Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время