Правительство края бросило силы на спасение бизнеса супруги губернатора
События последних недель вокруг завода «Амурсталь» наглядно продемонстрировали, что руководство региона больше заботится о судьбе семейного бизнеса губернатора, чем радеет за край.
Показательно в этом плане совещание в правительстве Хабкрая, посвященное проблемам «Амурстали». На сегодняшний день они выглядят довольно серьезными. По подозрению в убийстве двух человек и покушении на третьего арестован учредитель ООО «Торэкса» Николай Мистрюков (25% акций). Так как он является одним из поручителей по кредитам компании, то банки приостановили кредитование. Взяли паузу и зарубежные партнеры.
Из-за отсутствия финансирования компания перестала рассчитываться с поставщиками металлолома и других материалов. По оценкам финансистов «Торэкса», запасов сырья на заводе хватит еще на неделю, а дальше предприятие вынуждено будет остановиться. Это повлечет за собой серьезные последствия для завода, на котором работают более трех тысяч человек. Возобновление производства после решения финансовых пробелм может потребовать еще 1,5 млрд рублей, так как будет нарушен непрерывный производственный цикл.
Как заявил на совещании первый зампред Юрий Золочевский, для решения проблем «Амурстали» правительство края в спешном порядке создает залоговый фонд в размере 130 млрд рублей, в который скидывает все ликвидное имущество региона. Фонд выступит гарантом по банковским сделкам «Торэкса» и позволит возобновить кредитование предприятия в необходимых объемах. Сейчас учредительные документы этого фонда находятся на согласовании в прокуратуре региона.
Оперативность и «вес» принятых правительством Хабаровского края решений по поддержке «Торэкса», с одной стороны, вызывает уважение – оказывается команда Фургала может действовать созидательно, а с другой – удивление и даже возмущение.
Депутат Госдумы РФ Борис Гладких направил официальный запрос в Генпрокуратуру РФ. В нем он просит генпрокурора Юрия Чайку поручить проведение проверки действий краевых чиновников по распоряжению бюджетными средствами и прочими активами для поддержки организации, не принадлежащей государству.
«В связи с финансовыми трудностями частного предприятия металлургического кмоплекса правительством края заявлено о необходимости создания залогового фонда, в который по плану войдет краевое имущество на сумму 130 миллиардов рублей. Кроме того, в рамках проведенного правительством совещания рассматривался вопрос об оплате потребленного металлургическим заводом природного газа за счет бюджетных средств. При таких собстоятельствах необходима оценка действий и намерений правительства Хабаровского края по использованию бюджетных денежных средств и нефинансовых активов, превышающих годовой доход региона», - говорится в депутатском запросе.
Действительно, почему на совещании по спасению «Амурстали» не присутствовал сам губернатор и собственники активов? Какие меры они намерены предпринять для решения проблемы? Вместо главных действующих лиц на сцены были выведены по сути «марионетки», которые отвечают за тактические вопросы, а отнюдь не за стратегию. Зато было видно стремление главных действующих лиц перевести суть вопроса из криминально-экономической в политическую плоскость под видом заботы о судьбах трехтысячного коллектива предприятия.
Тогда почему для спасении целого ряда других краевых предприятий, оказавшихся в кризисе такэе не было предпринято похожих мер? Воспомним хотя бы историю с компанией «Азия-лес», владельца которого также арестовали в рамках нашумевшего уголовного дела о «лесной коррупции». Правительство края не только не поддержало лесозаготовителей в трудное время, но наоборот – лищило их лесосеки, обрекло коллектив современного предприятия на грядущее банкротство. А ведь речь также идет о тысячах работников и членов их семей, которым из-за удаленности их места работы найти другую будет практически невозможно.
Гибнет панельное домостроение в Хабаровске. У завода ЖБИ заказов осталось до до 9 декабря, после чего предприятие законсервируют. А ведь это столп решения жилищной проблемы жителей краевой столицы. С момента основания в 1957 году завод работал в непрерывном режиме, производя продукцию более 700 наименования для жилищного, дорожного и промышленного строительства. В их числе изделия для ТЦ «Броско молл», трассы «Обход Хабаровска», школ и домов для сирот. Сейчас на нем работают около полутысячи человек, которые скоро окажутся на улице. Но и здесь правительство края не проявляет такой же ретивости, как с «Амурсталью».
Наверно, причина здесь в том, что «Торэкс» является для Сргея Фургала «своей компанией, его жена владеет в ней 25% акций, а к личной собственности отношение более бережное, чем к чужой. Однако, как говорится в поговорке, что «положено Юпитеру, не положено быку». Похоже, что пытаясь всеми силами спасти свой бизнес, Фургал забывает о том, что он «народный губернатор».