Фургальский «ТОРЭКС» «задушил» рынок вторчермета в Хабкрае
С приходом во власть губернатора Сергя Фургала правила на рынке вторчермета в Хабаровском крае стали писаться под диктовку компании «Торэкс», принадлежащей супруге главы региона Ларисе Стародубцевой (25 процентов акций).
Если года два назад количество компаний, аффилированныхс главным фургальским активом, не превышало 20-30, то сегодня, по заверениям участников рынка, из число почти утроилось, а те, кто остался независиммым, по разным оценкам от 50 до 70 компаний, вынуждены продавать метллолом также «Торэксу».
Поэтому смело можно говорить, что каждый канализационный люк, украденный охотниками за вторчерметом на улицах хабаровских городов, отправляется на переплавку в печь «Амурстали» или напрямую на экспорт в Южную Корею. И, как правило, в пунктах приемки у бомжей не спрашивают, где они взяли ту иную металлическую вещь. Пользуясь случаем, призываем владельцев всех видом металла бдительнее следить за своим имуществом, потребность в металломе в Хабаровском крае растет в геометрической прогрессии.
«Торэкс», прописавший на рынке вторчермета региона в начале двухтысячных годов, в 2017 году приобрела завод «Амурметалл». Компания выкупила имущественный комплекс металлургического предприятия за «смешные» 2,4 млрд. рублей. Сделка была оформлена таким образом, что покупателю достался сам завод, а долги, порядка 25 – 30 млрд. рублей, были списаны за счет, скажем так, государственных игроков. У Фургала уже тогда были мощные покровители, имена которых он при случае не стесняется называть – это экс-губернатор, экс-министр и экс-полпред Ишаев.
В 2018 году дела пошли еще лучше. Опять же по протекции сильных мира сего. 19 мая 2018 года Правительство РФ выпустило еще один протекционистский документ – постановление № 584 «Об определении ДФО пунктов пропуска через государственную границу РФ для убытия из России за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза отдельной категории товаров», ограничивающее экспорт черных металлов в интересах завода «Амурсталь». Срок действия этого постановления уже истек, но свою выгоду Фургалы извлечь успели.
В 2017 году прибыль «Торэкса», по официальным данным, составила 3,1 млрд. рублей. В 2018 году доходы еще выросли, «Амурсталь» выплавил 650 тысяч тонн металла. В 2019 году стоит задача выйти на 1 млн. тонн и соответственно нарастить прибыль. Дальнейшее увеличение производства на комсомольском заводе напрямую связано с увеличением экспортных поставок, а значит и валютной выручки, которая оседает в карманах олигархов Фургалов.
После истечения срока действия правительственного постановления № 584 ситуация с обеспечением «Амурстали» металлоломом стала более напряженной. Дошло до того, что и сам Сергей Фургал во время командировок по региону, говорят, стал использовать ресурс главы субъекта для решения вопросов «Амурстали». Телеграмм- каналы как-то даже писали, что на Амурском судостроительном заводе он интересовался возможностью переплавки «залежавшихся» там корпусов атомных субмарин. Там не вышло, зато залежавшиеся на складах подведомственного «Хабводтранса» понтоны в печь попали.
Эти понтоны очень бы помогли в минувшее наводнение для организации паромных переправ там, где мосты снесло, где вода затопила дороги. В 2013 году, напомним, именно такая понтонная переправа была развернута на дороге Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре у озера Гасси. Но, увы!
21 февраля 2019 года ООО «Перспектива» (ОГРН 1172724003198, ИНН 2720056748) приобрело у АО «Хабводтранс» 53 секции понтонов на общую сумму 2,65 млн. рублей, 04 июня 2019 года – ООО «ТОРЭКС» приобретает 50 понтонов общей стоимостью 2,5 млн. рублей. Хоть и рекомендовала экспертизная комиссия цены от 2,49 млн. до 5 млн. рублей, «ТОРЭКС» краевому подведомственному предприятию дал самую низкую стоимость.
Формально понтоны были с дефектами, где-то пробоины, где-то есть ржавчина. Однако в значилось несколь иное: «В ходе отбора понтонов выявлено, что более 30% находятся в нерабочем состоянии (сквозные отверстия и прогнившая обшивка, сломанный набор)». А остальные 70 %? Правильно, ушли в печь.
Но понтоны – это, так сказать, отдельный, хотя и вопиющий, но фрагмент деятельности «империи» Фургалов, на них бизнес не построишь. И тогда «Торэкс», пользуясь возможностями административной «крыши», практически полностью «подмял» под себя этот рынок в Хабаровском крае, заготовительная служба компании сегодня работает со всеми сборщиками лома металлов Дальнего Востока и Сибири.
Возможность такой схемы была апробирована во время действия праивтельственног постановления № 584, когда ломозаготовители всего ДВ были взяты «за горло». Много было возмущавшихся, особенно на Сахалине, в Приморье, где по сути, там был задавлен бизнес. Чтобы понять значимость этого вопроса, достаточно привести цифры: в 2017 году сбор лома в нашем регионе составил около 1,8 млн. тонн. Потребность «Амурметалла» в ломе – порядка 100 тыс. тонн в месяц, более миллиона тонн – в год.
Потребности завода, теперь уже называющегося «Амурсталь», с тех пор значительно выросли, а так как до металлосборщиков других субъектов ДФО теперь не дотянуться, за горло взяли их хабаровских коллег. Источник, знакомый с ситуацией на этом рынке, рассказал АмурПРЕССу, что независмые компании вторчермета сейчас поставлены в крайне зависмое положение. Практически все они работают в убыток.
Цену диктует «Торэкс», и она сегодня опустилась до 9-10 тысяч рублей за тонну черного лома ($150 -170), тогда как заготовители приобретают лом в среднем по 12 тысяч рублей за тонну (около $200). Но и это еще не все. «Торэкс» фактически кредитуется за счет этого рынка, берет металл в долг и подолгу не рассчитывается, чем доводит компании-поставщики до банкротного состояния.
При этом о себе в «Торэксе» не забывают. Недавно в офисах компании и в ее «дочках», а также на заводе «Амурсталь» прошли обыски и выемки документов. По данным инсайдеров, растиражированных телеграмм-каналами, силовиков интересует возможная причастность руководства холдинга и членов хабаровского правительства к мошенническим схемам по незаконному возмещению налога на добавленную стоимость (НДС) в обход российского таможенного законодательства.
В частности, отрабатывается сценарий, что для реализации преступного замысла была создана цепь ООО (от 40 до 50 компаний), каждое из которых, по версии следствия, искусственно завышало стоимость перепродаваемого лома и фигурировало в схеме в качестве комиссионеров. Комитентом указывалось ООО «ТОРЭКС», которое по бумагам являлось собственником экспортируемого груза.
В этом свете жесткое отношение не к «своим» компаниям на рынке вторчермета Хабаровского края выглядит совсем по-иному. А ведь на них трудятся тысячи жителей Хабаровского края, которым тот же Фургал обещал «хорошую жизнь» в случае своего избрания. Теперь они живут от зарплаты до зарплаты, которая выплачивается с большими задержками, и фактически не имея будущего.
В подобном положении сейчас, похоже, находится весь Хабаровский край. Правительство региона не стимулирует создание новых рабочих мест, сокращает инвестиции в экономику, в программы поддержки регионаьного бизнеса. Источники доходов падают, а социальные обязательства наращиваются непропорционально возможностям бюджета. Дыры латаются за счет все новых и новых кредитов. Куда приведет такая политика, догадаться не трудно.