Хабаровский край может лишиться выпуска уникальных морепродуктов из-за бездействия чиновников
Хабаровские компании, возделывающие «морские огороды» севернее мыса Золотой, остались без сырьевой базы. Региональный Минсельхоз проглядел поправки в действующее положение о добыче водных биологических ресурсов (ВБР), в соответствии с которыми все права на их разработку достались Приморью.
«Обновленная правовая база не предусматривает разделения подзоны Приморье на район к северу от мыса Золотой и к югу от Золотого, как это было раньше. Изменения в правилах регулирования рыболовства привели к тому, что рыбаки Хабаровского края лишились возможности добывать ламинарию», - рассказали в Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабарвоского края.
При прежнем разграничении ламинария к югу от Золотого была объектом, для которого устанавливался общий допустимый улов, к северу – относилась к «неодуемым». Когда разделение убрали, получилось, что освоение в режиме ОДУ распространили на всю подзону. Допустимый улов в итоге распределили по долям квоты между рыбаками Приморского края, а за предприятиями Хабаровского края доли не закрепили, заявил агентству Fishnews руководитель объединения Сергей Рябченко.
В частности, в незавидном положении оказалась совгаванская компания «Простор», добывающая «морскую капусту» и производящая из нее целую линейку уникальных препаратов.
«Морская капуста заготавливалась предприятиями Хабаровского края в подзоне «Приморье», севернее мыса Золотой. Однако с 2019 года приказом Министерства сельского хозяйства РФ подзона «Приморье» была объединена и в общий допустимый улов ВБР включена ламинария в подзоне Приморье без разделения на участки южнее мыса Золотого и севернее его. Это привело к тому, что теперь невозможно заниматься промыслом ламинарии без договоров о закреплении долей, и добыча морской капусты на указанной территории организациями Хабаровского края приостановлена. Последствия могут быть таковы, что придется закрыть производства по ее переработке, а это в свою очередь повлечет сокращение рабочих мест в северных районах и другие социально-экономические последствия», - сообщил журналистам председатель сельхозкооператива «Простор» Сергей Волков.
Кооператив заявился в 2019 году на национальный конкурс «Сто лучших товаров России» от Хабаровского края и ЕАО в числе 11 других предприятий. И только «Простору» удалось получить наивысшую награду в номинации «Золотая сотня». Производитель из Хабкрая представил гель «Ламифарен», который изготавливается из дальневосточной бурой ламинарии Лангустата.
«Продукт уникальный. Используется в диетическом питании, содержит йод, хром, магний, железо и другие микроэлементы. Предприятие по переработке ламинарии расположено в поселке Лососина. Компания является резидентом свободного порта в Советско-Гаванском районе. Именно здесь в 2003 году начато первое в России промышленное производство продукции из бурых морских водорослей», - сообщили в министерстве сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности края.
Новый резидент СВП в Советско-Гаванском районе инвестировал более 15 млн рублей в переработку кальмара и трепангов. Компания вложилась в создание современного производственного комплекса в рамках соглашения с АО «Корпорация развития Дальнего Востока». В кооперативе будет создано 50 рабочих мест в поселке, где каждое рабочее место на вес золота.
Новый комплекс находится в поселке Лососина. в составе промбазы «Простора», располгающего производственными, складскими, холодильными и иными необходимыми по роду деятельности мощностями. Место для создания нового предприятия выбрано не случайно. Именно в Советской Гавани в 2003 году было начато первое в России промышленное производство продукции из бурых морских водорослей — Ламифарен геля, который обладает широким спектром оздоровительного действия.
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Простор» по «наследству» специализируется на переработке морепродуктов и водорослей, проводит научные исследования в этой сфере и имеет ряд патентов на способы переработки водных биологических ресурсов и методы их применения в лечебно-профилактических целях.
«На основе имеющихся разработок мы создаем новое предприятие с новой производственной базой и расширенным ассортиментом продукции. В планах – существенное увеличение объемов производства с выходом на зарубежные рынки сбыта, в том числе страны Азиатско-Тихоокеанского региона, — рассказывает Сергей Волков.
По его словам, проектом предусмотрена аренда двух судов для добычи нерыбного водного сырья и приобретение четырех новых высокопроизводительных линий по переработке морских биоресурсов: кальмара и морских водорослей, морского ежа и трепанга с последующим выпуском тушек кальмара, щупалец и сертифицированных продуктов — экстрактов морского ежа, трепанга и гелей из морских водорослей ламинарии. Производственная мощность компании составит 30 тонн кальмара, 20 тонн готовой продукции из морских водорослей и по 700 литров экстракта морского ежа и трепанга ежемесячно.
Однако сейчас осуществление этих планов под угрозой. Приморью удалось «перетянуть плащ на себя», а власти хабаровского края пропустили этот важный момент и поставили под угрозу существование целой отрасли, в которой заняты прибрежные жители, а других рабочих мест у них нет. Члены кооператива обратились за помощью к депутату Госдумы Борису Гладких, который незамедлительно начал действовать.
«Проект совгаванского кооператива имеет большую экономическую и социальную важность для жителей побережья Татарского пролива. Поэтому мною направлено обращение в адрес заместителя министра сельского хозяйства РФ – руководителя федерального агенства по рыболовству Ильи Васильевича Шестакова с просьбой дать информацию о перспективах дополнительного нормативного регулирования перечня водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых и районов их добычи не устанавливается», -рассказал в интервью АмурПРЕСС Борис Гладких.
Однако пробить броню федерального чиновничества не так просто. В Росрыболовстве мотивируют свое ограничительное решение желанием защитить такой вид ВБР как ламинария от «локального перелова». Они не берут во внимание того обстоятельства, что добыча ламинарии в северной части подзоны «Приморье» (а это – Хабаровский край) не превышает 5 % от разрешенного общедопустимого улова (ОДУ), а на «кону» - судьба целой отрасли регионального бизнеса, людей, связавших с ним свою жизнь, и их семей.
Проблему, по мнению Сергея Рябченко, решить не сложно. Нужно, по его мнению, сделать ламинарию «неодуемой», после чего ее смогут добывать по заявкам в счет общего объема и приморские, и хабаровские рыбаки. Или вернуться к старой схеме распределения: южнее и севернее мыса Золотой.
Но для того, чтобы Москва услышала, нужно сейчас бить во все колокола всем участникам процесса. Однако в краевом правительстве руки до этого, как и до многого другого, не доходят, и производители вновь оказались один на один со своими бедами.