Синдром Приятнова: почему руководство региона вытирает ноги об своих же людей?
Идет второй год губернаторства Сергея Фургала в Хабаровском крае. Время авансов кончилось, а кадровая политика по-прежнему остается притчей во-языцех нового главы региона. Его обещания сформировать сначала коалиционное правительство, а затем команду профессионалов поочередно не выполнены.
Впрочем, коалиция после прошедших выборов Фургалу больше не нужна в принципе, всеми делами в крае сейчас заправляет ЛДПР, а с профессионалами как было туго, так и остается. Но больше тревожит даже не сама кадровая чехарда, сколько отношение губернатора к своим подчиненным.
Сначала неуважение со стороны Фургала к замам и министрам правительства объяснялось их принадлженостью к предыдущей команде, которую в глазах избирателей пытались представить сборищем корыстолюбцев и неумех. Для это ни сам новый губернатор, ни его пиар-команда красок не жалели. Такой откровенной чернухи прежняя политическая элита региона, пожалуй, никогда не слышала в свой адрес.
Однако критиканство оказалось настолько увлекательным занятием, что переросло свои цели и превратилось чуть не в манию. Под раздачу попали и многие чиновники, приглашенные на работу непосредственно Фургалом. Вспомним симптоматичное увольнение в январе сразу трех «топов» из фургальского призыва: министра природных ресурсов Константина Кузнецов, главы минкомсвязи Сергея Федорова и руководителя минимущества Сергея Желонкина. Все им успешно приписали ярлыки «несправившихся» с требованиями губернатора.
Затем прозвенели уже более тревожные звонки. Казалось бы, один из фургальских «столпов», первый зампред Игорь Аверин, перешедший по наследству от Виктора Ишаева, был уволен с таким треском, что врагу не пожелаешь. С ним вместе под раздачу попал и вроде бы прижившийся в новой команде министр инвестиционного развития Юрий Чайка. Обоих Фургал заподозрил в коррупционных действиях, о чем не замедлил громогласно заявить. Фактически опозоренные чиновники подали в отставку, а затем выяснилось, что они ни в чем не виновны.
Трех месяцев не успела проработать в должности зампреда по социальным вопросам Наталья Пудовкина, которую также практически лично перетащил из кресла председателя комитета по бюджета Закдумы края в чиновничье губернатор. Увольнение произошло на фоне уголовного дела против ее гражданского мужа Александра Пудовкина, которым вместе с бывшим первым зампредом правительства края Василием Шихалевым стали фигурантами резонансного «лесного дела». Но хотя Пудовкина к этому делу отношения не имела, Фургал церемониться не стал.
Наблюдатели в связи с этим отметили, что её «работодатель» даже пальцем не пошевелил, чтобы поддержать и защитить не только своего заместителя, но и просто женщину, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации. Напротив, у них создалось впечатление, что для «собственного желания» бывшего зампреда были созданы все условия.
«Мы уже второй год наблюдаем кадровую чехарду в правительстве. Разводятся по разным углам или наоборот объединяются министерства, одним росчерком пера упраздняются должности, как недавно была упразднена должность вице-губернатора. При этом, боюсь, что главным критерием назначения на ту или иную должность является не столько профессионализм, сколько личная преданность губернатору. Это касается и правительственных чиновников, и депутатско-сенаторского корпуса. Да, Фургал держит курс на экономию бюджетных средств, но профессионализма новым кадрам это не добавляет», - отметил в интервью «Амурмедиа» политолог Григорий Говорухин.
По мнению политолога, хронический кадровый дефицит при Фургале напомнинает болезнь, которая поражает все, не различая, что это: ведомство, партия или целое правительство. Характерный пример – назначение и отзыв сенатора от Хабаровского края Дмитрия Приятнова. С таким трудом найденный «идеальный» кандидат с казалось бы безупречной трудовойбиографией, выросший из простых рабочих до руководителя среднего звена, на поверку имел судимость, хоть и погашенную. Сам депутат скрыл это, а «авторы проекта», выдвинувшие его в сенаторы, глубоко копать не захотели. Наверно, потому, что с кандидатурами в хабаровской ЛДПР вообще трудно.
Болезнь «кадрового дефицита» в регионе усугубляется специфическим лечением. Представляется, что оно больше напроминает распространенный среди средневековых шарлатанов метод пускания крови, чем разумная терапия. Кроме зачистки верхов, на уровне ведомственных комитетов и управлений также продолжается тотальная чистка кадров, чем-то напоминающая «охоту на ведьм». Поговаривают, что прослушиваются даже телефоны и читается электронная почта. Проверяют не на профессионализм, а на лояльность. С «нелояльными» сотрудниками без сожаления расстаются. «Белый дом» в Хабаровске превратился в «токсичное место», работать в котором стало не только не престижно, но и опасно для дальнейшей карьеры.
«Кадровая карусель в правительстве Хабаровского края, похоже, набирает обороты и вертится с такой скоростью, что люди «спрыгивают» буквально на ходу. В главном «пункте управления» Хабаровским краем практически некому работать. И это при том, что средняя заработная плата чиновников регионального правительства – одна из самых высоких в стране, чуть больше только на Чукотке. Казалось бы – за такую работу люди должны держаться. Но люди – бегут», - отмечают аналитики агентства Vostok.Today.
И здесь мы выходим на главный вопрос: почему из правительства Фургала бегут люди, а хороших «новобранцев» все меньше и меньше? Политолог Данила Ермилов сформулировал свое видение проблемы. По его мнению, нужно понимать логику действий Сергея Фургала. Человек пришел из бизнеса, причем бизнеса очень жесткого. Рынок металлолома – не для слабонервных. В таком бизнесе отношение к менеджерам суровое, не справился, увольняют моментально.
«В политике – ситуация другая, - считает Ермилов. – Чиновники работают по иным принципам, чем менеджеры. Существуют процедуры и регламенты, зачастую не позволяющие моментально выполнять распоряжения сверху, требующие согласований в различных ведомствах и на различных уровнях. Замедление процесса может вызывать раздражение Фургала, привыкшего к моментальной обратной реакции».
По словам политолога, работа депутатом Госдумы, к сожалению, не дала Фургалу необходимо управленческого опыта в сфере политики, за время работы в должности губернатора он также не вырос из бизнесмена в политика. И это сейчас отражается на его кадровых решениях, характеризующихся импульсивностью и невыдержанностью.