Почему правительство Хабаровского края провалило свои социальные проекты?
В Хабаровском крае возникли проблемы с реализацией ряда актуальных социальных программ, анонсированных региональным правительством.
К таким, в частности, можно отнести внедрение бесплатного питания в школах и социальной транспортной карты (СТК). Времени для их адаптации во благо хабаровчан, казалось бы, прошло достаточно, однако краевые ведомства по многим параметрам до сих пор топчутся на месте, демонстрируя неумение оперативно реагировать на возникающие трудности.
Напомним, с 1 сентября в школах Хабаровского края ввели так называемое общее меню для детей из обеспеченных и малообеспеченных семей. За первых теперь платят родители, за вторых — бюджеты края и муниципальных образований. Инициатива была представлена чуть ли ни как одной из важнейших социальных миссий пришедшего на волне народного ожидания регионального кабмина. Эффект анонсировали на «миллион», но что-то, как водится, пошло не так
Родители школьников Аяно-Майского района, например, обратились в краевую прокуратуру с требованием навести порядок в обеспечении их детей полноценным меню, как обещал губернатор. Родители из села Ракитного Хабаровского района пожаловались на то, что их детей, обучающихся во вторую смену, в школьной столовой не кормят. Дети до вечера учатся, а горячего питания им не дают. Аналогичный «коллапс» и в ряде других территорий.
Дело в том, что реальная стоимость обедов оказалась значительно выше заложенных в бюджете средств, и выполнение «губернаторского» декрета о бесплатном питании для малоимущих детей в школах грозит серьезной брешью в муниципальных бюджетах. Однако власти Хабаровского края всячески открещиваются от помощи районам, заявляя, что со своей стороны сделали все.
«Я думаю, что для того, чтобы кардинально решить этот вопрос в контексте, в как его поставил губернатор Сергей Фургал, нужны очень серьезные средства, а их в Хабаровском крае просто нет. Говорить о том, что накормим «всех» - это чистой воды популизм, далекий от реальности», - считает экс-зампред правительства Хабаровского края по социальным вопросам Наталия Пудовкина.
В разряд «нерешаемых» попала и проблема льготного проезда на автобусах, троллейбусах и трамваях в Хабаровске по социальной транспортной карте. Соответствующий закон был принят еще год назад, и должен был заработать с 1 июня. Однако выбранный министерством соцзащиты на торгах оператор СТК предложил перевозчикам такие условия, на которые они не могли пойти. Проще говоря, нужно было заменить установленные в общественном транспорте терминалы, которые принимали плату от банковских карт, на специальные.
Замена терминалов - это, во-первых, ломка сложившейся системы, которая до этого удачно интегрировала всех участников процесс, а, во-вторых, - большие деньги на замену оборудования и дальнейшее выплаты процентов новому оператору.
Перевозчики Хабаровска встали на дыбы, так как это под корень рубило их бизнес. Минсоцзащиты попыталось переломить упрямство перевозчиков «через колено», но не на тех напала. Транспортное сообщество краевой столицы соорганизовалось и нашло, чем ответить чиновникам. СТК в Хабаровске до сих пор не работает, и грозит не работать еще долго.
В «войну» на стороне бизнеса вступило краевое управление Федеральной антимонопольной службы, подавшее в арбитраж иск к Минсоцзащите Хабкрая о признании недействительным конкурса, победителем которого был признан нынешний оператор социальных карт в Хабаровске – компания «Новое поколение».
В УФАС выяснили, что за бортом конкурса оказались несколько компаний, не прошедших по непонятным причинам отборочные процедуры на право обслуживания СТК. Также антимонопольщики посчитали, что «Новое поколение» нарушило стартовые условия конкурса, предусматривающие интеграцию оборудования по считыванию СТК в действовавшие терминалы.
Судебная тяжба грозит не только отсрочить введение на берегах Амура долгожданной новации, но и выявить возможные «левые схемы» вхождения нового оператора в транспортные отношения в регионе. Речь-то идет об очень больших деньгах.
Но, как бы там не было, сейчас налицо неумение чиновников решать практические задачи, поставленные губернатором. И так по многим направлениям. Кадровый состав краевого правительства — это просто беда. В результате многочисленных сокращений и реорганизаций хабаровский «белый дом» фактически обескровлен и зачастую наполнен случайными людьми, которые готовы на любой приказ командира ответить «есть», но не знают, как выполнять его дальше.
«Мы уже второй год наблюдаем кадровую чехарду в правительстве. Разводятся по разным углам или наоборот объединяются министерства, одним росчерком пера упраздняются должности, как недавно была упразднена должность вице-губернатора. При этом, боюсь, что главным критерием назначения на ту или иную должность является не столько профессионализм, сколько личная преданность губернатору. Это касается и правительственных чиновников, и депутатско-сенаторского корпуса», - отметил в интервью «Амурмедиа» политолог Григорий Говорухин.
И все бы ничего, если бы эти «игры в солдатиков» не ухудшали социально-экономическое положение региона, напрямую не били по жизни простых людей. Популизм хорош до определенной черты, а дальше чреват тяжелыми последствиями до задействованных в нем людей и сообществ. Что, собственно, мы сейчас и наблюдаем в Хабаровском крае.