В Хабаровском крае начался «распил» лесной сферы

09:52 10 октября 2019

Ситуация с «санитарными рубками» в районе озера Амут выявила системный кризис в лесной отрасли Хабаровского края. Градообразующие и высоко технологичные предприятия отрасли в регионе фактически уничтожаются, а за их «спиной» лесхозы, «приписанные» к управлению лесами правительства Хабкрая, под благовидными предлогами пускаются во все тяжкие. Положение усугубляется тем, что этим предприятиям выписан не только полный карт-бланш в амурской тайге, но они еще находятся под протекцией региональных чиновников и правоохранителей.

Между тем, на Амуте происходят странные, если не сказать страшные, вещи. Несколько недель назад хабаровские активисты ОНФ обратились к губернатору с просьбой не допустить исчезновения жемчужины Хабаровского края. По их мнению, на территории возле одного из самых чистых и уникальных водоемов мира под видом санитарных ведется сплошная рубка. 100 гектаров уже практически «выкошены» лесниками.

Общественники установили многочисленные экологические нарушения в районе высокогорного озера: вода как в озере и притоках мутная, брёвна и другой мусор, образовавшийся от лесных вырубок, находится на поверхности озера, верхняя часть заболочена илом. Волока и лесовозная дорога проложена по левому берегу притока р. Амут, в водоохраной зоне без сооружения мостовых переходов, что привело к интенсивной эрозии почвы.

Эксперты ОНФ  охарактеризовали ситуацию как умышленную рубку леса в промышленных масштабах под видом «санитарной» в целях получения дохода лесхозом. По их мнению, уничтожение защитных и рекреационных лесов хребта Мяо-Чан на «законных» основаниях может привести к экологической катастрофе, грозящей уничтожением уникального природного явления и места притяжения экотуристов.

«Особо охраняемые природные территории: леса, водные объекты необходимо беречь и охранять не только общественным организациям, а всем нам, в том числе и органам власти и контрольно-надзорным структурам. Региональное отделение ОНФ обратилось к Губернатору, в Росприроднадзор, прокуратуру с просьбой приостановить вырубку лесов в бассейне реки Амут, провести экологическую экспертизу, принять меры по расширению особо охраняемой природной территории на весь бассейн водосбора уникального озера Амут, расположенного в окружении первозданной природы. Только объединившись, мы сможем обеспечить экологическую безопасность людей в Хабаровском крае», - прокомментировал руководитель исполкома ОНФ в Хабаровском крае Юрий Рошка.

Однако оказалось, что общественники стучались в закрытые двери. Губернатор Сергей Фургал поручил «обследовать каждый пенек», но итоги обследования удивили даже видавших виды экспертов. Проверяющие в лице комиссии правительства Хабаровского края и Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры в один голос заявили, что «нарушений не выявлено».

«В составе комиссии оценку действий лесников проводили эксперты Дальневосточного НИИ лесного хозяйства, Рослесозащиты, Департамента лесного хозяйства по ДФО, сотрудники природоохранной прокуратуры. Они установили, что на участке вырубки в большом количестве стоит сухостой. Вырубка велась на основании актов лесопатологического обследования, которая ранее зафиксировала факт поражения деревьев. Поэтому проведение санитарных мероприятий признано обоснованным», - сообщил руководитель межведомственной комиссии Александр Ли.

«Прокуратурой были получены три экспертных заключения от лесопатологов. Согласно актам, было обследовано 24 гектара леса, выявлено поражение аянской ели некрозно-раковыми заболеваниями, наличие в стволах деревьев вредителей, таких как короед-типограф и черный усач», - рассказал старший помощник прокурора Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры Евгений Веселов. – «Согласно выводам специалистов, вывоз леса лишит вредоносных насекомых кормовой базы». По его словам, лесопатологи установили, что вырубка леса осуществляется законно.

Читая эти выводы, так и хочется посмотреть, не диктует ли их кто-нибудь из-за спины, настолько они идентичны. Остается только диву даваться, что обычно въедливая прокуратура в данном случае не нашла даже маломальской зацепки. Сомневаются в объективности проверок и эксперты.

«Проверку считаю формальной. Для меня странно, что в состав комиссии не вошел ни один общественник, ни один эколог, только лица, которые могут быть заинтересованы в работах», - заявила агентству «Хабаровский край сегодня» начальник отдела экопросвещения заповедника «Комсомольский» Екатерина Кондратьева.

Она, в частности, обратила внимание на то, что в первые годы после рубок пожароопасность повышается, так как на местности остаются сухие остатки – пни, ветки.

«Посмотрите на снимки озера до и после вырубок – наглядно видны изменения цвета, заиливание. Возникает вопрос, что будет дальше? Вырубки, признанные санитарными, теперь уничтожат озеро, но уже официально», - рассуждает эколог. – «Предотвратить это не смогут даже планируемые высадки молодых деревьев. Дело в том, что почва, насыщенная питательными веществами, не защищённая растительностью, будет в кротчайшие сроки смыта осадками, затем поселятся лишайники, в последствии понадобится до 500 лет для восстановления плодородного слоя».

По ее словам, защищающий озеро Амут лес, который сотни лет простоял без вмешательства человека, нельзя рубить в принципе. Между тем, в Хабаровском крае под видом «санитарных рубок» уничтожается все подряд.

Хабаровские лесхозы, призванные защищать природу региона, все больше становятся ее антагонистами. Стоит только вспомнить недавнюю историю с валежником. Региональная Закдума приняла закон, разрешающий местным жителям собирать сухостой в лесах, однако природоохранные инспекторы не пустили людей в леса за ним. Пришлось законодателям расписывать чуть ли не пошагово инструкцию о применении этого закона. По мнению наблюдателей, это был откровенный демарш лесников, не желающих никого пускать в свою вотчину.

А там творятся подчас совсем не благовидные дела.  Прокуратура района имени Полины Осипенко, например, выявила целый «букет» нарушений в деятельности краевого государственного автономного учреждения «Кербинское лесное хозяйство». Оказалось, что работникам лесхоза в период с апреля по июнь 2019 года заработная плата выплачивалась лишь частично. Задолженность превысила 1,5 млн рублей, руководитель учреждения меры к ее полному погашению не принимал. При этом в мае 2019 года для нужд учреждения был приобретен внедорожник «Toyota Land Cruiser Prado», стоимостью свыше 3,5 млн рублей. А ведь это структура, напрямую подчиненная правительству края. За что такие «пирожки» руководству лесничества?

При этом сразу два крупнейших предприятия лесоперерабатывающего комплекса в Хабаровском крае - «Новый лес» и «Азия-лес» - оказались, по сути, без сырья.

На улице без средств к существованию могут оказать около двух тысяч работников. Дело в том, что правительство Хабаровского края, пообещав градообразующим предприятиям, сменивших собственников, будущее, а людям - работу - так и не выделило для лесопереработчиков новые деляны. Обе компании — одни из самых технически оснащенных в плеяде лесопромышленного комплекса России. Они производят продукцию глубокой переработки — древесно-стружечные плиты, топливные пеллеты, гранулы и другие продукты, полностью отвечая своими действиями на стратегию российского правительства по переводу лесной отрасли с экспорта «кругляка» на поставку на внутренний и зарубежный рынки готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Банкротство крупных предприятий добавляет еще большую неразбериху в лесную отрасль Хабаровского края. Порядка в ней, несмотря на громогласные заявления нового краевого правительства становится все меньше. В ходе недавней проверки, проведенной краевой прокуратурой, были выявлены сотни крупных и мелких нарушений в организации лесопользования. Проверяющими было вскрыто 119 нарушений закона, по которым принесено 22 протеста, внесено 51 представление, подано 2 иска в суд, возбуждено 3 дела об административных правонарушениях и объявлено 35 предостережений.

Только это мало кого останавливает в Хабаровском крае. Под видом вывоза конфиската, санитарных и инвестиционных вырубок амурскую тайгу безжалостно и цинично вырубают, а доходы текут мимо краевой казны в карманы «лесной мафии» и крышующих ее региональных чиновников. Любителям шальных денег плевать на судьбы озера Амут и других природных памятников Приамурья.



AMURPRESS.RU
Политика
Остальные новости рубрики
Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время