В Хабаровском крае перед наводнением отправили 100 понтонов в печи «Амурстали»
Принадлежащие Хабаровскому краю понтоны, парк которых был сформирован в 2013 году, перед наводнением 2019 года отправили на переплавку на «Амурсталь». А они очень бы пригодились для возведения так называемых «быстрых» временных переправ вместо разрушенных паводком мостов в регионе. Но принадлежащему жене губернатора предприятию сырье, как оказалось, нужно больше.
Например, сейчас посёлок Софийск в Верхнебуреинском районе отрезан от «большой земли». Наводнение разрушило 11 мостов на трассе, которая ведёт к этому населенному пункту. Девять уже восстановлено, десятый доделывается, а вот с одиннадцатым, самым большим – его длина составляет 63 метра, – проблемы. Здесь бы и пригодились металлические понтоны, которые в 2013 году помогли наладить переправу на затопленном в районе озера Гасси участке дороги Хабаровск – Комсомольск, но их больше нет.
Зато губернатор обратился с просьбой к военным установить под Софийском понтонный мост. Красиво: свои понтоны переплавили, а военные выручайте.
Военные, конечно, выручат, как они уже ни раз делали во время наводнений и пожаров, но что происходит в Хабаровском крае? Почему «Амурстали» оказывается все больше преференций даже в ущерб региону? Давайте разбираться.
С 2017 года единственный и старейший на Дальнем Востоке металлургический завод «Амурсталь» (ранее - «Амурметалл») пошёл в гору. Как говорил генеральный директор компании «ТОРЭКС-Хабаровск» Сергей Кузнецов, «власти края не опускали руки, нашелся заинтересованный инвестор, который взялся за, казалось, безнадежное дело, и сегодня уже можно говорить о перспективах металлургии в регионе».
Власть в лице губернатора края Шпорта, по словам того же Кузнецова, убедила руководство ОАО «Российские железные дороги» предоставить металлургам края скидку на 26,4 % на железнодорожные перевозки металлолома в адрес завода. Был положительно решен вопрос по оформлению площадки для выгрузки контейнеров на путях не общего пользования, принадлежащих ООО «ТОРЭКС-ХАБАРОВСК». В-третьих, принято решение о переходе с 2019 года на оптовый рынок электроэнергии с целью снижения тарифа на электроэнергию.
И, пожалуй, самым веским, трудным, но выполненным стало решение проблемы сырья для работы завода. В мае 2018 года Правительство Хабаровского края фактически продавило принятие постановления Правительства Российской Федерации по ограничению экспорта лома черных металлов через порты Дальнего Востока сроком на
6 месяцев (Постановление РФ от 19.05.2018 № 584). Много было возмущавшихся, особенно на Сахалине, в Приморье, по сути, там был задавлен бизнес. Чтобы понять значимость этого вопроса, достаточно привести цифры: в 2017 году сбор лома в нашем регионе составил около 1,8 млн. тонн. Потребность «Амурметалла» в ломе – порядка 100 тыс. тонн в месяц, более миллиона тонн – в год. Тем не менее, дела на заводе пошли в гору.
С 2017 по 2019 годы завод достиг увеличения объемов производства в пять раз! Завод увеличил показатели с 156 до 650 тысяч в год. В 2019 году планируется произвести более 900 тысяч тонн! «Амурсталь» планирует добраться до отметки в 90 тыс. тонн в месяц, а это, примерно, от 3,5 до 3,8 тысяч тонн стали в сутки.
Но вот парадокс – кому от этого стало лучше? Заводчанам? С одной стороны, вроде, да, сохранились рабочие места. Но заработная плата не выросла, как обещали, убрали из отпуска дни за вредность и напряженность. Трудно назвать предприятие патриотом и в другом. В уплате тех же налогов, например, чтобы детям хватило бюджетных средств на питание с котлетой, сосиской и картофельным пюре во всех школах края.
Однако по итогам работы за первое полугодие 2019 года за ООО «ТОРЭКС-Хабаровск» числится недоимка в бюджет края более 80 млн. рублей, за ОАО «Амурметалл» – более 183 млн. рублей. Не видно продукции завода и на главных стройках региона: Обхода Хабаровска, автомобильной дороги Владивосток – Находка, в основном все отправляется на экспорт, выручка от которого пополняет карманы акционеров. Напомним, что к заводу «Амурсталь» (ООО "ТОРЭКС") имеет самое прямое отношение семья губернатора Хабаровского края Сергей Фургала – его супруга владеет 25 % акций компании.
Но вернемся к главному вопросу: за счет чего сейчас идет в гору «Амурсталь»? Действие ограничения экспорта лома через порты ДВ в январе 2019 год согласно Постановлению Правительства РФ закончилось, а нового Постановления новый губернатор края добиться не смог. Того, кто пробивал данный вопрос в Минпромторге России, он «ушел» с должности в правительстве края.
Поиски металла пошли здесь, по региону. Говорили, что присмотрелись к подводным лодкам на Амурском судостроительном заводе, которые не достроены. Но адмирал Сиденко, бывший командующий Восточным военным округом, а ныне секретарь госкорпорации «Росатом», не позволил пустить на переплавку подводные лодки.
Выход был найден. Он всегда найдется, когда есть административный ресурс. В подчинении сегодняшнего правительства края есть предприятие «Хабводтранс», у которого на балансе были понтоны. Говорят, что сегодня, в наводнение, они были бы очень кстати для организации паромных переправ там, где мосты снесло, где вода затопила дороги. В 2013 году, напомним, именно такая понтонная переправа была развернута на дороге Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре у озера Гасси. Но, увы!
21 февраля 2019 года ООО «Перспектива» (ОГРН 1172724003198, ИНН 2720056748) приобрело у АО «Хабводтранс» 53 секции понтонов на общую сумму 2,65 млн. рублей, 04 июня 2019 года – ООО «ТОРЭКС» приобретает 50 понтонов общей стоимостью 2,5 млн. рублей. Хоть и рекомендовала экспертизная комиссия цены от 2,49 млн. до 5 млн. рублей, «ТОРЭКС» краевому подведомственному предприятию дал самую низкую стоимость.
Формально понтоны с дефектами, где-то пробоины, где-то есть ржавчина. В документах черным по белому написано: «В ходе отбора понтонов выявлено, что более 30% находятся в нерабочем состоянии (сквозные отверстия и прогнившая обшивка, сломанный набор)». А остальные 70 %? Тем не менее, они ушли в печь.
В интервью DVhab исполняющий обязанности генерального директора компании «Хабводтранс» Валерий Кривошеев объяснил их продажу полной непригодности. «Понтоны были поврежденные, помятые, к эксплуатации они были непригодны. Не знаю, использовали ли их в 2013 году, но очень долго они находились на берегу. Нам их передали в 2017 году представители Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики», — рассказал Валерий Кривошеев
Он подчеркнул также, что на балансе организации находятся еще порядка 40 секций понтонов, но «Хабводтрансу» они не нужны, и к руководству организации никто не обращался с просьбой об их использовании. К тому же, по его словам, нужны специальные настилы, которые соединяют между собой понтоны для проезда транспорта, но их водникам не передали.
Комментарий Кривошеева только усиливает общее впечатление неразберихи, царящей сейчас в правительстве края. Где-то, к слову, находятся и десятки двухметровых щитов, которые применялись для защиты набережной Хабаровска в 2013 году. Они могли бы надежно закрыть ее нынче, с учетом того, что в теле набережной смонтирована мощная насосная станция для откачки воды. Но никто загодя не проверил это хозяйство, как и понтонное, чтобы подготовиться к наводнению. А сейчас приходится предпринимать «пожарные» и дорогостоящие меры для защиты населенных пунктов региона от большой воды.
Зато в этой мутной водице очень легко ловить большую и малую «рыбу». Поймал, и концы в воду, ведь наводнение все спишет.