Кадровая турбулентность хабаровского «белого дома»
Одним из главных промежуточных итогов нового политического года стал нарастающий кадровый хаос в региональном правительстве. С ключевых постов уходят опытные чиновники, хорошо зарекомендовавшие себя на занимаемых постах, а взамен приходят люди, не обладающие опытом подобный работы, или специалисты низшего звена.
Уход из правительства Хабаровского края министра промышленности и транспорта Константина Пепеляева без сомнения потряс местный «белый дом». Конечно, «свято место» пусто не бывает, но в данном случае на первый план выходят профессиональные и личностные качества уволенного. Найти ему полноценную замену в условиях всестороннего кадрового голода трудно.
Казалось бы, поводов для отставки К. Пепеляева не было. Губернатор поручил ему передать к 1 мая в федеральную собственность краевую автодорогу Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре с подъездом к Ванино. Министр поручение выполнил. Работа была проделана огромная, включающая в себя взаимодействие целого ряда ведомств, как в крае, так и на федеральном уровне.
В первые месяцы 2019 года люди в минпромтрансе выкладывались на 150 – 200 процентов. В результате дорога передана, в край привлечены до 3 миллиардов рублей федеральных денег на её содержания в год, а средства краевого бюджета можно направить на строительство новых транспортных артерий.
Пепеляева и в Хабаровском крае, и в Москве хорошо знают и уважают. При Шпорте он возглавлял министерство строительства, Фургал перевел его на новый участок работы, на котором вип-чиновник также проявил себя с лучшей стороны. Пепеляев, в частности, решал вопросы докапитализации Амурского судостроительного завода, авиатранспортного сообщения на территории региона и другие важные вопросы.
Однако, несмотря на реальные успехи ведомства, все это время нарастал внутренний конфликт между министром и губернатором. В частности, Фургал обвинил чиновников минпромтранса в транспортном новогоднем коллапсе в Николаевске-на-Амуре, в результате которого было принято решения о разделении министерства на два: минпрома и транспорта.
Новообразованные министерства промышленности и транспорта соответственно возглавили помощник губернатора Сергей Денисенко и специалист-транспортник из коммерческого сектора москвич Валерий Немытов. Им предстоит подхватить идущую полным ходом работу в отсутствии многих ключевых чиновников ведомства, уволившихся из правительства края в процессе перманентной реорганизации. Для того, чтобы войти в курс дела, сами понимаете, новым руководителям потребуется не один месяц, которых у регионального правительства попросту нет. И не факт, что и эти чиновники долго задержатся на своих местах.
Вспомним хотя бы совсем недолгую карьеру в краевом правительстве заместителя губернатора по Комсомольску-на-Амуре и главу Минприроды. В общей сложности количество уволенных и ушедших добровольно из команды нового губернатора зампредов и министров приближается к десятку, сокращены пять министерств.
О причинах отставок стороны не распространяются, иногда правительственный пиар-блок обвиняет того или иного управленца в некомпетентности, но без зла, походя. В правительстве есть несколько неприкасаемых фигур, а над остальными постоянно висит «дамоклов меч» - права на ошибки у хабаровских чиновников нет.
Когда писались эти строки, например, в подвешенном состоянии оказался еще один эффективный управленец, сделавший карьеру при Шпорте - Николай Крецу. На работу в правительство он пришел на должность председателя комитета потребительского рынка, затем успешно воплотил идею «Наш выбор 27», направленную на продвижение товаров местных производителей, организовал несколько удачных ярмарок, поддержал разработку регионального напитка «Кусун».
Инициатива Креца была замечена, и он возглавил министерство торговли и потребительского рынка. Фургал оставил его в новом правительстве на должности председателя комитета, который чиновник возглавлял до настоящего времени. Сейчас губернатор принял решение о реорганизации этой структуры.
Фургал, в частности, подписал распоряжение о реорганизации комитета торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности края путем присоединения к министерству сельского хозяйства края. Этим же распоряжением министерство сельского хозяйства края было переименовано в министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности.
По решению губернатора края полномочия в области лицензирования, декларирования, регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции были также переданы в главное управление регионального государственного контроля и лицензирования правительства края. Ранее эту функцию выполнял региональный комитет торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности.
В пресс-службе губернатора реорганизацию объяснили «необходимостью повышения эффективности реализации государственной политики в области торговой деятельности, общественного питания, бытового обслуживания, пищевой и перерабатывающей промышленности». Однако, по мнению аналитиков, ситуация гораздо прагматичней. В правительство пришли новые люди, которые хотят контролировать реальное движение денег и иметь возможности влиять на такойвысоко доходный бизнес, как реализация алкоголя.
В целом судьба чиновников, доставшихся Фургалу в наследство от Шпорта, весьма незавидна. Губернатор заявил журналистам, что взял курс на обновление правительства. Правда, подчеркнув, что не торопится делать это, так как не хочет ломать сложившуюся систему, пока не будет найдена адекватная замена чиновникам из команды Шпорта. Тем не менее, глава региона прозрачно намекнул, что в правительстве «стоит ждать изменений».
Таким образом, поиски Фургалом идеальных подчиненных продолжаются. В принципе, в этом нет ничего плохого. С хорошими кадрами в Хабаровском крае, как, впрочем, и во всем ДФО, дефицит, поэтому к действующим претензий достаточно. Вопрос только в том, что приход новых людей продлевает работу регионального правительства в холостом режиме.
Губернатор пробует решить кадровую проблему проектом «Лифт», однако всем понятно, что это работа на перспективу, а пока основной воз управленческих решений ему приходится везти на своих плечах. Понятно, что Сергей Иванович – губернатор волевой, но одному ему не по силам вытянуть такую махину как Хабаровский край, а надежных помощников у него раз-два, и обчелся.
Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края