«Бурейский оползень» наползает на Сергея Фургала

10:52 10 апреля 2019

Обещания губернатора Хабаровского края Сергея Фургала переселить в благоустроенное жилье жителей поселка Чекунды, находящегося в зоне затопления, врядли ли возможно выполнить. А сама проблема видится гораздо масштабнее – под угрозой затопления находится весь хабаровский север. Но о таком развитии ситуации региональные чиновники предпочитают не говорить, уподобившись страусу, зарывающему голову в песок при виде опасности.

Напомним, в начале декабря 2018 года громадный оползень сошел с одной из сопок и перегородил русло реки Бурея. И.о. замдиректора института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН Владимир Ким отметил, что оползневое тело поражает своими размерами. Его общая площадь составляет 270 тысяч квадратных километров, объем более 50 млн тонн. Максимальная высота 45-50 метров, минимальная – восемь. Сместившаяся со склонов масса огромным валом перекрыла долину, образовав каменную запруду протяженностью 800 метров.

По словам В. Кима, смещение вызвало волну, похожую на цунами, которая буквально «срезала» деревья на склонах Буреи, оставив метровые пни. Часть стволов деревьев потоком воды отнесло в водохранилище, где они вмерзли в лед. «Возможные последствия оползня могут сказаться в период весеннего половодья и летне-осенних паводков, когда в верхнюю часть водохранилища будет поступать достаточное количество воды. Уровень там может подняться на 10-15 метров, что может привезти к затоплению поселка Чекунда», - подчеркнул представитель института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН.

Чтобы возобновить приток воды  в русло Бурейского водохранилища и избавить верховья от неминуемого затопления на большой площади, военные с помощью направленных взрывов пробили в теле насыпи проран. Сейчас он справляется с притоками воды, но по мере таяния снегов пропускная способность этого канала окажется не способной пропустить всю массу воды, и Бурея начнет подниматься в верхнем течении. Начальник Дальневосточного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Вячеслав Паршин называет временем «Ч» осень.  «Бурного весеннего паводка мы не ожидаем – снега в этом году было немного, весна затяжная, и снег будет таять постепенно. Поэтому катастрофического затопления Чекунды в мае – июне мы не ждем.  Самым тяжелым периодом будет осенний, когда начнутся дожди», - заявил специалист.

Это приведет к подтоплению, а при ухудшении паводковой ситуации и к затопления населенных пунктов, расположенных на берегах Буреи. Под угрозой затопления окажутся железнодорожный обход Чегдомына, автомобильный мост и прилегающие дороги, линии электропередач. Речь идет о миллиардных убытках и угрозах для жизнедеятельности лесятков тысяч людей. Экономика Хабаровского края в целом может получить такой удар, от которого самостоятельно не оправится.

Первыми под удар попадают жители поселков Чекунда и Эльга. По расчетам специалистов затопление Чекунды может начаться при отметке 254 метра по Балтийской системе. При таком уровне воды затопит местное кладбище и жилые дома, стоящие на первой линии от реки. На таком же уровне находится и кладбище в Эльге. При отметке в 267 метров под водой окажется больше половины Чекунды. При отметке в 276 метров под воду уйдет вся осовенная людьми часть Верхнебуреинского района. Зная об этом, после рабочей поездки в село 16 марта Сергей Фургал принял решение о переселении жителей поселка Чекунда.

"Других вариантов здесь быть не может. Ученые нам уже сегодня говорят, что топить будет. А через четыре года Чекунда может уйти под воду совсем. Любое наводнение — это угроза жизни людей. Поэтому и принято однозначное решение — переселять. Примерный бюджет — 332 млн рублей," — заявил он после рабочей поездки в поселок 16 марта. Планируется, что жителей Чекунды переселят в поселок Чегдомын и находящийся рядом с райцентром поселок ЦЭС. Местным властям дано задание подготовить свободный жилой фонд к приему переселенцев.

«Чтобы исправить «горячую» ситуацию – оборудовать на время возможного затопления Чекунды пункт временного содержания, подготовить 44 квартиры маневренного фонда, перенести сельское кладбище – потребуется около 62 млн рублей», - рассказал глава Верхнебуреинского района Алексей Маслов. Деньги, вроде как, выделены и работы, по его словам, ведутся. Однако хотелось бы подчеркнуть, что речь уже идет не о переселении чекундинцев в новое жилье, как заверял на встрече с ними губернатор, а лишь о маневренном фонде – обычной общаге, в которой нужно будет пересидеть пик паводка, причем только людям.

На вопрос, что делать с домашними животными, никто ответа пока не дал. Потом людям все равно придется вернуться в свои дома, а в каком состоянии они будут после затопления и перед долгой холодной зимой, представить не трудно. Именно поэтому уже сейчас 40 чекундинцев из 114 проживающих в поселке заявляют о том, что переселяться в маневренный фонд не будут и им такая забота губернатора не нужна!

Если разобраться глубже, то чекундинцы поставлены в патовое положение. Несмотря на все обещания губернатора, которые он зачем-то щедро раздает жителям  подтопляемых территорий, краевой бюджет выделить деньги на строительства жилья не может – запрещает закон. Чекунда должна сначала утонуть, а люди остаться без жилья, - только после этого вступает в силу норма, согласно которой пострадавшие от ЧС федерального масштаба смогут получить сертификаты на новое жилье. Сейчас «бурейскому оползню» присвоено категория всего лишь «ЧС регионального масштаба», не сулящая никаких преференций.

Поэтому у краевых «чрезвычайников» остается только одна прерогатива: ждать, чего преподнесет стихия и постараться минимизировать ее последствия. Поэтому МЧС забрасывает туда людей, технику, взрывчатку для борьбы с заторами на месте прорана. Гидрологи ведут постоянный мониторинг поведения реки, чтобы просчитать объем притока воды, но у них уже не хватает средств, чтобы осуществлять это в непрерывном режиме.

Пока непонятно, каких действий можно ожидать от гидроэнергетиков, электростанции которых на Бурее лишены значительной части своего энергетического ресурса из-за ослабленного оползнем водостока. Неизвестна  и позиция железнодорожников, инфраструктура которых также находится под потенциальной угрозой затопления. Да и геологи должны следить за состоянием грунтов вдоль реки, чтобы понять, ожидать нового оползня или нет.

Кто должен организовывать координацию различных ведомств, чтобы их действия носили не разрозненный характер, как сейчас, а велись в русле единой стратегии? Конечно, правительство территории, на которой произошло ЧС. Но именно здесь Фургал и не проявляет инициативы, похоже, пустив развитие ситуации на самотек.

Поэтому депутаты краевой думы взяли инициативу на себя. Комитет по вопросам строительства, ЖКХ и ТЭК под председательством Сергея Сокуренко на расширенном заседании, с привлечением широкого круга специалистов, обсудил положение с перекрытием русла реки Бурея в Верхнебуреинском районе в результате оползня.

«Кто оценил, что дешевле: ликвидация последствий ЧС или его предупреждение. Может быть, расширение прорана на месте оползня решит проблему?»,  – задался вопросом депутат Виктор Постников. Коллегу поддержал зампред думы Юрий Матвеев. По его мнению, главное – не переселение Чекунды, хотя к чрезвычайной ситуации готовиться нужно, а возвращение Буреи в нормальное русло, чтобы наводнений здесь больше не было. «Свое решительное слово должна сказать наука, специальные службы. Требуется техническое решение проблемы», - считает вице-спикер.

Депутат краевого парламента Владимир Иванов, инициировавший обсуждение темы, предложил подходить к проблеме глубже. «Размеры оползня поражают. Затопление может угрожать не только Чекунде, но и другим поселкам, части железной дороги, линиям электропередачи Масштаб ЧС не позволит Хабаровскому краю справиться в одиночку. Нужна помощь Федерации!», - заявил депутат.

Председатель постоянного комитета Думы по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Сергей Сокуренко, подводя итоги разговора, заявил, что  краевые депутаты будут держать вопрос на контроле, и предложил подключиться к его дальнейшей проработке представителей МЧС, РЖД, других специальных служб. При этом депутат подчеркнул, что партию «первой скрипки» все равно должно вести краевое правительство, так как именно на нем в первую очередь лежит ответственность за безопасность проживающих на территории людей.

Похожая ситуация уже была в регионе в 2013 году, когда масштабное наводнение затопило значительные территории и нанесла огромный ущерб. Разбор его уроков привел к отставке тогдашнего полпреда Виктора Ишаева, потому как среди причин бедствия назвали не только разбушевавшуюся стихию, но и серьезные просчеты на уровне окружной власти. Бурейский оползень может не менее строго проэкзаменовать и губернаторский профессионализм Фургала.

 

 

 



AMURPRESS.RU
Политика
Остальные новости рубрики
Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время