Силовики поставили на полугодии Фургала «черную метку»
Подготовка к празднованию шести месяцев пребывания Сергея Фургала в губернаторском кресле была омрачена масштабными обысками, проведенными накануне этой даты сотрудниками ФСБ в офисах его заместителей, а также арестами ключевых фигур в лесном бизнесе региона.
Пришлось отменить фуршеты, а праздничную риторику заменить оправдательной. Недавно губернатор дал обширное интервью телеканалу «Губерния», в котором пытался найти вразумительные ответы на актуальные вопросы. Одного перечня обсужденных тем достаточно для понимания того, что Фургал пока не может удержать ситуацию в руках.
Это и конфликт с Закдумой края, причину которого он безуспешно пытается припискать депутатам, и забастовка на «Аркаиме», перечеркнувшая реляции об урегулировании ситуации на этом проблемном предприятии, и низкие зарплаты медработников, и фактически финиширующая газификация края, а также плохие дороги, обилие бараков и масса других проблем, до которых у нынешней власти не доходят руки.
Фургал объяснил причину провалов тем, что в 2019 году правительство края не можем «активно внедриться» (в деятельность по улучшению ситуации в крае – редакция). «Когда я пришел губернатором, уже был сформирован бюджет, и я все равно живу в рамках того бюджета, который был сформирован и утвержден депутатами», - заявил он. Словом, опять депутаты виноваты.
Наблюдатели тут же назвали такое объяснение попыткой ввести жителей в заблуждение. Губернатор начал работать в октябре 2018 года. Формирование бюджета-19 проходило под его непосредственным контролем, не говоря уже о корректировке, последовавшей в январе-феврале нынешнего года. Так что, времени прошло достаточно, и стремление Фургала переложить ответственность на предщественника и депутатов выглядит уже не убедительно.
Особенно на фоне фактически запущенной в регионе декриминизилизации, инициированной новым прокуратуром ДФО и принятой к исполнению ФСБ. В первых комментариях из краевого «белого дома» к обыскам в правительстве и громких арестах говорилось, что чуть ли не сам Фургал их инициировал. В интервью «Губернии», однако, он «открестился» от этих «заслуг», обтекаемо заявив, что «в Хабаровском крае должен быть порядок во всем».
Между тем, по оценке источника, близкого к силовым структурам, до последнего времени этот самый порядок было совсем не просто навести. Элиты, криминилизовавшие многие отрасли экономики региона еще с начала века, включая лес, рыбу, полезные ископаемые, металлолом, опирались на прочный фундамент, скрепленный связями в правоохранительных и криминальных структурах. Только решительные шаги Москвы позволили запустить процесс очищения региона, хотелось бы верить, что необратимый.
Очень долгое время за хабаровской кулисой стоял Виктор Ишаев – как губернатор, затем полпред и министр, и наконец, советник главы «Роснефти». Менялись должности, но не слабел авторитет, позволявший ему влиять на многие событие в регионе. Даже приход к власти Фургала многие связывают именно с поддержкой и протекцией Ишаева. Шпорт уж сильно стал мешать, и потребовалось его «легитимно» заменить.
До поры до времени в Москве сквозь пальцы смотрели на комбинации «дальневосточного кукловода», но «неожиданная» победа Фургала на многое открыла глаза. Простить такого поражения Ишаеву не смогли. По информации инсайдеров, его не только сместили с должности советника главы «Роснефти», но и серьезно «попросили» дальше «не вмешиваться».
Назначение нового прокурора ДФО «развязало руки» силовикам. Начались уголовные дела и аресты. Сначала взяли директора Корфовского карьера Дмитрия Левина, в сознании знающих людей давно и прочно связанного с Виктором Ивановичем. Чувствовал себя этот хозяйственник настолько безнаказанно, что легко дал вовлечь себя в комбинацию с подкупом членов конкурсной комиссии на выборах главы Хабаровского района. Чьи интересы он в данном случае преследовал, выяснится по итогам следствия. Поговаривают, что заказчиком мог выступать и кто-то из нынешнего правительства края.
Следующие фигуры, попавшие в СИЗО, оказались уже покрупнее. Бывший первый зампред главы краевого правительства Василий Шихалев и лесопромышленник Александр Пудовкин. Уголовное дело возбуждено по факту незаконного возмещения из бюджета края почти миллиарда рублей компании «Азия-Лес» и нанесения этим лесопользователем ущерба лесу в размере 9 миллионов рублей.
Связи Шихалева с Ишаевым настолько очевидны, что серьезные люди в данном контексте имя Шпорта и не вспоминают. Именно Ишаев «поставил» Шихалева «отвечать за лес», назначив на соответствующую должность еще в 2002 году. С тех пор позиции «лесного магната» только упрочивались. Подустав, Шихалев отошел от правительственных дел, но сохранил за собой контроль в лесной сфере, на который команда Фургала даже не покушалась. Поэтому задержание на курорте в Белокурихе явилось для Шихалева полной неожиданностью.
Сейчас Фургалу ничего не остается, как публично дистанцироваться от громкого дела. «Если кто-то думает, что это камушки в мой огород – ну, это просто смешно и неинтересно», - заявил он «Губернии». В ответ хочется сказать: «Не смешно, Сергей Иванович!». Каким образом тогда оказалась в кресле зампреда краевого правительства Наталия Пудовкина, являющаяся совсем не однофамилицей фигуранта «лесного дела»? Чужих людей Фургал не берет, нужна очень хорошая протекция. Думается, что по такой же попали в «белый дом» ишаевские подчиненные Аверин и Хлапов, упрочили позиции верные ему Кацуба и Калашников.
«Власть Сергею Фургалу, депутату от ЛДПР, свалилась в руки неожиданно. В его команде отсутствуют специалисты, способные руководить отраслью, направлением. Команда, сложившаяся вокруг бизнесмена 90-х годов, имевшая свои интересы вокруг заготовки металлолома, завода "Амурсталь" и других, не способна решать вопросы государственного строительства и управления» - заявил в интервью агентству «Transsibinfo» политолог, доктор философских наук, профессор Леонид Бляхер.
Ишаев тут же подставил плечо Фургалу, на которое тот охотно оперся, и сейчас вынужден за это отвечать. В краевом правительстве немало людей из «последнего призыва» - с сомнительными биографиями и связями. Силовики во время обыска в «белом доме» тщательно «прошерстили» замов губернаторов. Что они нарыли, и что у них вообще есть, думается, станет известно довольно скоро.