Хабаровский край попал в новую «кредитную удавку»

08:15 21 марта 2019

Намерение правительства Хабарвоского края уменьшить объем закредитованности и сократить госдолг края уперлось в реальную экономику и вынудило вновь обращаться в банки. В январе объем заимствований составил 6 млрд рублей, в марте объявлен аукцион на привлечение еще 7 млрд рублей.  Обслуживание этих кредитных линий обойдется бюджету края в сумму от 1,5 до 2 млрд рублей и приведет к дальнейшему росту государственного долга края, который на 1 января 2019 года составлял 52 млрд рублей. АмурПРЕСС решил выяснить, почему это происходит.

Первый вопрос для себя мы определили так: почему вообще приходится брать кредиты? В связи с этим напомним, что лозунг сокращения госдолга стал одним из основных в предвыборной программе Сергея Фургала. Победив на выборах, он продолжил риторику экономного бюджета. Напомним ключевые высказывания нового главы региона:

«У нас слишком большой госдолг. Кроме этого, слишком большой дефицит бюджета и слишком большие расходы на аппарат. Мы входим в режим экономии. Социальные программы, здравоохранение и образование под сокращение не попадают»;

«Будет остановлен рост заимствований. Мы прекратим брать кредиты в таких количествах»;

«Мы не делаем новые заимствования, а старые гасим. Сумма госдолга была 52 млрд, сейчас 49,1 млрд осталось. За пять лет нам необходимо увеличить собственные доходы на 30-35 млрд, госдолг сократить предполагаем до 28-30 млрд - это для нас комфортно».

В унисон лидеру высказывались и его подчиненные.  Характеризуя документ, первый заместитель председателя правительства Хабаровского края - министр финансов края Александр Кацуба заявил, что главная особенность краевого бюджета на предстоящие три года - оптимизация расходов. На 2019 год расходы краевой казны планируется сократить на 11%. 

Эти цитаты разбежались по многочисленным СМИ, их тиражировали ТГ и блогосфера. Жители Хабаровского края с надеждой стали ждать экономического возрождения региона  и прорывных идей «народного губернатора». Но тут вмешалась пресс-секретарь губернатора Надежда Томченко, которая вернула всех в суровую действительность. Она сообщила, что новые кредиты предназначены для погашения взятых ранее. «Они берутся каждый год, в зависимости от экономических условий», - заявила она, чем, наверно, обескуражила даже самых ярых сторонников нового правительства.

Если бы речь шла о команде Шпорта, то кредитование для нее было нормальным экономическим инструментом, которым они пользовались для балансировки устойчивости финансовой системы края. Напомним, что государственный долг Хабаровского края возник в результате выполнения Майских указов Президента (2012 год). Необходимо было в срочном порядке повышать зарплаты бюджетникам, а собственных доходов и федеральных трансфертов для этого в бюджете не хватало. Пришлось брать кредиты, перекредитовываться, тратить серьезные деньги на их обслуживание. Первые годы было очень трудно. Тем не менее, в последующем краю удалось выровнять ситуацию и даже заняться бюджетом развития.

С 2014 года, по словам депутата Законодательной думы Хабаровского края Сергея Сокуренко, начался рост поступлений в казну. За прошедшее четырехлетие доходы выросли до 85,6 млрд рублей или на 7,6%. Расходы тоже увеличились, но темпы их роста были ниже, в границах 5%. Уменьшился дефицит бюджета, почти вдвое удалось снизить сумму кредитов от коммерческих кредитных организаций - до 10,5 млрд. Одновременно увеличилась сумма погашения более ранних заимствований у банков. «При этом в крае наблюдался рост собственных доходов, - отметил Сергей Сокуренко, - например, в 2018 году - на 2,6% по отношение к 2017 году. Объем валового регионального продукта края вырос за четыре года на 123% и в 2018 году, по прогнозным оценкам, составит 675,7 млрд рублей».

Если бы Фургал грамотно продолжил начатую работу, опираясь на потенциал электорального доверия, полученный на выборах, то, по мнению независимых наблюдателей, мог бы добиться ускорения позитивной динамики. Но он выбрал другой путь: тотальной ревизии наработок предшественника и разрушения выстроенного им фундамента стабильности. Только кадровая чехарда привела к нарушению сложившихся связей между министерствами и ведомствами краевого и федерального правительства.

Секвестирование краевого бюджета  обусловило недофинансирование целого ряда проектов из местный казны, что повлекло отказ в софинансировании из федеральной. В результате в стартовом бюджете крае на 2019 год федеральный минус составил 8(!) миллиардов рублей, который так и не был полностью восполнен трансферами, последовавшими затем.

Изменение бюджетных правил в стране усугубило ситуацию. С 2019 года прекращена работа по выдаче бюджетных кредитов регионам из федерального бюджета. Правительство Российской Федерации пошло по пути реструктуризации уже выданных, что отправило регионы прямиком в комбанки.

Таким образом, мы логично подошли ко второму вопросу: почему кредиты пришлось брать так рано? На наш взгляд, потому, что Фургал очень уж рьяно взялся за сокращение кадров. По имеющейся информации, сокращено уже более 10 процентов от прежней численности сотрудников «белого дома». Уволены в общей сложности десятки замов и министров, причем с одной должности уже по нескольку чиновников. А сокращение – это ведь и серьезные выплаты выходного пособия, крайне затратные и особенно ощутимые в начале финансового года. Необходимость чуть ли не троекратных выплат значительному числу сотрудников напрягло краевую казну и потребовало привлечения дополнительного финансирования в виде кредитов.

И, наконец, третий вопрос: почему так велик объем заимствований уже в первые месяцы? И здесь ответ кроется в экономической плоскости. Из-за отсутствия глубокой коммуникации с федеральным центром краю уже не приходится надеяться на приоритетное федеральное финансирования, как было прежде. Один из высокопоставленных сотрудников прежней администрации, например, сообщил, что только по его проектам краевой бюджет не дополучит около 5 млрд рублей – их просто не подо что выдавать. Структуры, которые занимались обслуживанием этих денег, находятся в стадии реорганизации или прекращения деятельности.

Из-за неразберихи в Комсомольске пришлось вернуть в федеральный бюджет почти миллиард рублей неосвоенных средств по программе комплексного развития «города юности». Более полумиллиарда рублей налогового зачета «вытащило» из регионального бюджета КНААПО, которое при Шпорте обещало оставить их в крае.

Уводят из края налоги и федералы. Край теряет часть прибыли от вертикально интегрированных компаний, работающих в регионе, а зарегистрированных в Москве и Санкт-Петербурге, - таких более десяти. 5 млрд рублей лишился бюджет края из-за освобождения от налога на подвижной состав РАО РЖД, принятого на федеральном уровне. Турбулентность на рядке крупных предприятий край, которая ощущается все сильней, ведет к высвобождению кадров и сокращению поступлений в бюджет от НДФЛ, одного из главных краевых налогов.

Так, рубль к рублю, миллион к миллиону и миллиард к миллиарду в краевой казне образовалась «черная дыра», которую нечем гасить кроме кредитов ни сейчас, ни в обозримой перспективе. Режим тотальной экономии финансов, объявленный в крае,  может привести к приостановке программы модернизации производственных мощностей. В частности, правительство края уже секвестировало бюджет регионального промышленного фонда, который на условиях софинансирования привлекает в край федеральные деньги. Под удар поставлено семь проектов.

Не в восторге аналитики и от «дорожной карты» по реанимации агропромышленного коплекса региона, объявленной новым правительством Хабаровского края. Авторитетный эксперт в этой сфере Сергей Плешаков отзывается о ней достаточно критически.

«Бедным и несчастным селянам я могу теперь только посочувствовать. С этого времени они будут слышать по большей части только обнадеживающие слова. Конкурсы и гранты со стороны Минсельхоза, конечно, будут как и раньше, но без всякой цели и системы. Уж если в Вяземском районе в 2016 году было 746 коров, то к этому году осталось всего 210, и то половина по дворам, то о каком тут системном развитии приходится говорить?», - написал он в статье «Краевой сельскохозяйственный гроб», размещенной в его Блоге социальной архитектуры в Facebook.

Словом, куда не кинь – везде клин. Хотелось бы искренне пожелать правительству Фургала успехов в преобразовательской деятельности на благо края, ведь живем-то мы здесь и хотим, чтобы жизнь реально улучшалась, но экономическая ситуация на берегах Амура пока, к сожалению, только ухудшается, и одними лишь кредитами ее не выправишь.

 



AMURPRESS.RU
Политика
Остальные новости рубрики
Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время