Подчиненные Фургала не хотят отдавать валежник сельским жителям края
Депутаты Закдумы Хабаровского края попросили коллег из исполнительной власти не «кошмарить» сельских жителей, которые зашли в лес за валежником для отопления своих домов.
«Сегодня у людей есть опасения заходить в лес, потому что в сельских поселениях так (нездорово – редакция) выстроены отношения по заготовке древесины», - комментирует ситуацию председатель постоянного комитета Законодательной Думы края по вопросам промышленности, предпринимательства и инфраструктуры Валерий Постельник. По его словам, положение приняло уже даже не угрожающий, а какой-то анекдотичный характер.
Дело в том, что многие, в том числе и в правительстве Хабаровского края, и на муниципальном уровне, не понимают (или делают вид, что не понимают) всю остроту проблемы для сельских жителей. Хабаровское село зимой топится в основном дровами, поскольку природный газ проведен лишь в считанные села края, уголь завозить дорого, а лес вот он, под боком. Но стоимость дров зашкаливает. Трехтонный грузовичок с поколотыми чурками стоит 7 – 8 тысяч рублей, а его хватает в лучшем случае на месяц.
Лишних денег в кармане у сельчан нет, они считают каждую копейку, поэтому тянутся из последних сил, чтобы протопить свое жилье и не замерзнуть зимой. Проблема напрямую касается сотен тысяч людей. В то же время в лесу много бурелома, поваленного сухостоя, который довольно просто утилизировать и пустить на дрова. Однако заготавливать валежник до последнего времени было категорически запрещено в Хабаровском крае.
Депутаты Закдумы взяли на себя инициативу по разработке этого закона, согласования его со всеми уровнями исполнительной власти. Работа была проделана большая и кропотливая. Очень надеялись они на поддержку нового правительства, глава которого декларировал всемерную поддержку чаяний сельских жителей. Однако когда закон, наконец, был принят, а это случилось несколько недель назад, исполнительная власть встретила его в штыки.
Сельчан, которые массово отправились в лес на заготовку валежника, встретила глубоко эшелонированная оборона лесников. Люди вынуждены были вернуться в нетопленные квартиры, не солоно хлебавши. Предлог, который придумали стражи леса, был, наверно, взят из анекдота «про тот же металл». Оказывается, по мнению руководителя КГКУ «Оборское лесничество» Максима Таранова, краевой закон, разрешающий сбор валежника, не предусматривает применение механизированных пил.
«В законе речь идет об использовании ручных инструментов. Граждане под ручными пилами понимают любую пилу, в том числе и бензомоторную, а это уже ручной механизм. Данный вопрос носит принципиальный характер, потому что при совершении правонарушений разными видами пил – ручной или механизированной – КоАПом РФ предусмотрена разная ответственность. Кроме того, в зависимости от этого установлена разная подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях. Поэтому мы гражданам разъясняем, что применение бензомоторной пилы для заготовки валежника не предусмотрено законом», – пояснил свою позицию Максим Таранов.
И благо бы один лесничий думал подобным образом, так нет – все, как по команде. Коллегу поддержали руководители Хабаровского, Нанайского, Аванского м других лесничеств. Люди с жалобами пошли к депутатам, которые пригласили исполнительную власть на разговор. В Законодательной Думе Хабаровского края состоялось совещание по вопросам заготовки гражданами валежника для собственных нужд в соответствии с краевым законом. Руководители лесничеств, расположенных на территории края, и представители управления лесами регионального правительства, в один голос кивали на нем на несовершенство принятого закона.
Создалось впечатление, что краевое управление лесным хозяйством, можно лишь догадываться, по чьему наущению, изучило закон о валежнике «под лупой» и нашло, за что зацепиться и оттянуть его выполнение. Правда, для чего, не понятно. Даже предаставители краевой и межрайонной прокуратур, которых в гуманизме не заподозришь, были удивлены такой позицией подчиненных Фургала.
«На сегодняшний день ни федеральный закон, ни наш краевой закон не запрещают заготовку валежника с помощью данных инструментов – я имею в виду бензопилы. Почему в XXI веке люди должны пилить лобзиком, в то время как уже есть более прогрессивная техника? Но если есть необходимость уточнить правовую норму, то давайте это сделаем», – отметила старший помощник прокурора Хабаровского края по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами власти Хабаровского края, органами местного самоуправления Наталия Титова.
Помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Вера Гринченко рекомендовала представителям лесничеств активнее вести разъяснительную работу с людьми, чтобы они знали, что такое валежник, как и с помощью каких инструментов можно его собирать. «Нужно с гражданами работать, а не ловить их в лесу с топором или бензопилой», – подчеркнула она.
Надо отдать должное депутатам. Они не стали занимать конфронтационную позицию, а решили оперативно внести в закон изменения, чтобы выбить у лесных чинуш последний козырь. В краевой закон о заготовке валежника внесут коррективы. Предлагается уточнить перечень инструментов, которые можно использовать при заготовке недревесных лесных ресурсов.
«Мы в кратчайшие сроки внесем изменения в краевой закон, регулирующий заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, к которым сегодня относится и валежник, предусмотрев использование механизированных ручных инструментов», - заверил Валерий Постельник. Фургал при этом палец о палец не ударил, чтобы образуметь подчиненных ему лесников и заставить их не чинить препятствия сельчанам в заготовке валежника. Даже в своем аккаунте в Инстаграм губернатор ни слова не написал по этому поводу, хотя казалось бы, чего уж проще.