Эксперт о российско-японских переговорах: есть некоторые неясности
Токио отходит от части территориальный притязаний к России, пишут японские СМИ. Речь идет об островах Кунашир и Итуруп. Комментируя в эфире радио Sputnik эту публикацию, эксперт Андрей Губин высказал мнение, что в этом вопросе не все так просто.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ рассматривает возможность заключения мирного договора с Россией, если добьется передачи японцам островов Шикотан и Хабомаи, передало в понедельник, 21 января, информационное агентство Киодо.
Со ссылкой на правительственные источники агентство сообщает, что это фактически означает отход от притязаний Японии на Кунашир и Итуруп.
Киодо приводит слова высокопоставленного представителя администрации Абэ о том, что перспективу передачи Японии Кунашира и Итурупа "вряд ли можно назвать реалистичной".
Как отметило агентство, премьер-министр Японии согласен с тем, что требовать от России передачу всех четырех спорных островов означает риск наткнуться на тупик не только в самих переговорах, но и в получении японцами хотя бы двух островов Малой Курильской гряды. Вместе с тем, власти Японии рискуют вызвать критику у себя в стране, поскольку Токио долгое время настаивал на том, что куда более крупные острова Итуруп и Кунашир являются японской территорией.
После изучения общественного мнения, сообщает агентство, Абэ должен принять окончательное решение о том, пойдет ли он на сделку с Россией в обмен на Хабомаи и Шикотан. Однако японцы не уверены, что с передачей этих двух островов они получат над ними суверенитет, поскольку в Совместной декларации 1956 года это не уточняется.
Как заявил недавно глава МИД РФ Сергей Лавров после переговоров с министром иностранных дел Японии Таро Коно, Япония должна признать итоги Второй мировой войны в полном объеме, включая суверенитет России над всеми островами южных Курил.
Кандидат политических наук, эксперт РИСИ Андрей Губин в эфире радио Sputnik прокомментировал публикацию.
"Этот вопрос не вносит ничего нового с 1956 года, когда эти положения были закреплены. Новое, наверное, – только политическая воля японского руководителя, премьер-министра Абэ, довести до конца этот непростой вопрос в отношениях с Россией. И эта политическая воля заслуживает внимания и похвалы. Однако все еще следует понять, какие конкретно положения японская сторона готова будет включить в этот мирный договор или в какой-то другой документ, который урегулирует отношения с Россией и, возможно, решит территориальные амбиции Японии. Здесь еще существуют некоторые неясности – на что готовы будут пойти японцы", – сказал Андрей Губин.