РСПП против уголовной ответственности за необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста - комментарий
В Российском союзе промышленников и предпринимателей предложили смягчить наказание за необоснованное увольнение работников предпенсионного возраста.
Глава РСПП Александр Шохин в интервью радио Sputnik заявил, что уголовная ответственность – крайняя мера и только для злостных нарушителей.
«Можно обойтись административной ответственностью за необоснованное увольнение работника по причине его предпенсионного возраста. Но, раз президент сказал, что вплоть до уголовного, мы будем настаивать на том, чтобы параллельно с этими поправками были приняты поправки, о так называемой административной преюдиции. Преюдиция - это обязательность административного рассмотрения споров перед тем, как возбуждается уголовное дело. Все-таки сначала наказание по административному кодексу. Если злостный нарушитель работодатель, тогда есть основание, что его там уже раз-два-три наказывали, штрафовали и т. д., Давай на общественные работы, веничком, как Берлускони давай подметай в доме престарелых, а они будут на тебя пальцем показывать: «плохой работодатель», - сказал глава РСПП.
По словам Алексндра Шохина, нельзя перекладывать ответственность исключительно на работодателей и действовать методами устрашения. Важно стимулировать предпринимателей.
«Большая часть пенсионеров еще лет 5 работает, но, при условии, что они сохраняют примерный уровень доходов, как и до выхода на пенсию. Нам надо больше ориентироваться на эти параметры, и давать возможность людям сохранить свои заработки, но это нельзя сделать, переложив на работодателя. Мы видим по статистике, что люди, совмещая работу с пенсией, получали не меньше, чем этот заработок.
Это что значит? Что работодатель должен работнику, который, мягко говоря, не соответствует требованиям квалификации и плохо работает, сохранять зарплату? Видимо, нет. Стало быть, мы можем требовать от работодателя, чтобы он необоснованно не увольнял человека по причине того, что он находится в предпенсионном возрасте, и не отказывал в приеме на работу по этой причине. Но если работодатель нанимает человека на работу, ему нужен человек с цифровыми компетенциями, а он в 60 лет ни разу не прошел никаких курсов, и компьютером особо не владеет, и личным кабинетом не пользуется, не по возрасту отказ будет.
Получается, что отказ должен быть по причине несоответствия. Более того, я - председатель президентского совета по профессиональным квалификациям. Мы добились принятия закона о независимой оценке квалификации. Что значит независимая оценка? соответствие квалификации требованиям, так называемого профессионального стандарта, не работодатель должен делать, и не университет и не ПТУ. Его делают специально созданные центры независимой оценки. Если работник в этом центре подтвердил свою квалификацию, пришел устраиваться на работу, а работодатель говорит - твоя квалификация не соответствует, он вправе через суд потребовать приема на работу, либо восстановление на работе, если его уволили.
Такого рода механизмы нужны, чтобы не было самопроизвольного решения работодателя. Должен быть третейский судья в решении тех или иных вопросов. Нужен мощный стимул, чтобы работодатели в некотором смысле гонялись за лицами предпенсионного возраста, при том, что квалификация их устраивает, им меньше платить, учитывая, что суммарный взнос вместе с соцстрахом, медицинским страхованием - 30%, если мы снижаем в 2 раза, получается не больше 20%.
И это мощный стимул гоняться за квалифицированными стариками, которые действительно во многих случаях квалифицированные. Они могут быть и наставниками и менторами, и сами работать могут. Вчера Татьяна Голикова назвала наши предложения РСПП, «Опоры» и «Деловой России» наглыми», - рассказал Александр Шохин.