Остров Чеджу: мандариновый рай
Спустя три года я снова оказался на южнокорейском острове Чеджу в прибрежной зоне Тихого океана. Но если в прошлый раз я долетел сюда из Хабаровска на чартерном рейсе российской авиакомпании, то сейчас мой путь лежал через Сеул, с ночевкой в столице Республики Корея и утренним рейсом на остров. Несколько сложновато, но когда летишь самолетом «Асеаны», то неудобств более длительного перелета не замечаешь. В последние годы мне часто приходилось пользоваться услугами этой авиакомпании, и всегда сервис был безупречен: как правило, новые самолеты, вышколенные стюардессы, качественные напитки и обеды. А если прибавить сюда остановку в лучшем аэропорту мира – Инчоне, то поездка получается и вовсе незабываемый, причем каждый раз.
На этот раз пришлось ночевать в Сеуле, но это только усилило впечатление от поездки. Люблю бывать в этом городе. Представьте, всего каких-то три часа лета из Хабаровска, и ты оказываешься в одном из самых современных мегаполисов мира. Этот 12-миллионный город не производит гнетущего впечатления своей махиной. Наоборот, содержательная архитектура, совмещающая в себе современный облик и национальные черты, зеленые природные оазисы, старинные замки и храмы, органично вписанные в каменные «джунгли»,делают пребывание в корейской столице насыщенным и интересным. После долгой хабаровской зимы приятно прогуляться по нагретому солнцем корейскому мегаполису, полюбоваться его зданиями, игрой рекламных огней, а затем поужинать в национальном ресторанчике отменно приготовленным мясом с пикантными салатами под рюмочку щадящей местной водки Соджу, крепость которой не превышает 20 градусов. Затем крепкий сон, утренний кофе, трансфер во внутренний аэропорт Кимпхо, и после часа полета тебя встречает современный аэрокомплекс города Чеджу.
Здесь уже субтропики, и на привокзальной площади путешественник попадает в царство вечно зеленой растительности, главную гордость которой составляют пальмы. На Чеджу их не так много, как на райских островах более южных широт, но от этого они выглядят только импозантнее. На этом острове гармонично уживается самая различная растительность – привычные нам елки соседствуют с пальмами, например. Но главная достопримечательность этого зеленого мира – огромное разнообразие цветов. Мы прилетели, когда еще не успела зацвести вишня. Наш гид Ольга грустно пожаловалась, что уже неделю как остров должен был одеться в нежно розовое покрывало этих необыкновенных растений, однако вместо этого с неба, покрытого низкими тучами, срывались капля дождя, и дул зябкий ветер. Но все равно вокруг был рай, и такая мелочь, как пасмурная погода на зеленых улочках не смутила нас, прилетевших из снежного царства.
Вокруг было прекрасно. С мандариновых деревьев свисали большущие оранжевые плоды. Мы потянулись попробовать их, но гид умерила наши аппетиты, объяснив, что последний урожай снят в декабре, а это - дикие и невкусные плоды, но очень красивые. Чеджуанцы украшают дикими мандаринами свои дворики, так как выглядят они потрясающе и являются одним из главных символов острова, который специализируется на выращивании культурных сортов мандаринов.
Практически на каждом шагу нас встречает и другой типичный символ этих мест – каменные дедушки. Когда-то очень давно Чеджу был подвержен атакам морских разбойников. Воинов для охраны побережья не хватало, поэтому предприимчивые островитяне придумали вытесывать из камней изваяния, похожие издалека на человека, и выставлять их на берегу. Так появилась первая каменная стража, которая и в самом деле отпугивала своим грозным видом лихих людей от острова. Затем каменные дедушки, как любовно окрестили их местные жители, заняли места у входа в жилища и официальные здания, олицетворяя собой защиту и спокойствие. А беременные женщины решили, что если они будут перед родами кусать этих дедов за носы, то непременно родят мальчиков. А мальчики в Корее – на вес золота! Эта примета так разошлась по Чеджу, что сегодня большая половина дедов стоит с откушенными носами. Выглядит забавно.
Где есть деды, там просто не может не быть бабушек. Это правило работает на Чеджу на все сто процентов. Причем здешние бабушки хене известны не меньше, чем их закаленные в битвах с морскими пиратами дедушки. Потому что бабушки хене – это покорители морских глубин прибрежной акватории. Их можно искать в прибрежных водах часами и не найти, а можно, как нам, выехать на дорогу вдоль моря и сразу увидеть морских ныряльщиц в черных гидрокостюмах, в масках и с ластами, ныряющими возле оранжевых буйков. Да, это женщины, но уже в возрасте, профессией которых является добыча и продажа морских моллюсков. Бабушками их назвали потому, что сейчас самой молодой из них – уже за сорок, а самой старшей – за девяносто. Девушки не хотят идти в профессию, потому что она опасна и трудоемка, вот и дорабатывает свой век старая ныряльщицкая гвардия! Они ныряют на глубину до десяти метров и больше без всяких аквалангов и проводят под водой по несколько минут.
Существует, по меньшей мере, две легенды их появления. По первой, мужчин не хватало – войны, гибель во время рыбалки выкашивало мужское население, и женщины, чтобы прокормить детей, научились нырять. По второй, правители обложили непомерной данью мужчин, которые занимались добычей морских моллюсков, сделав этот промысел невыгодным для них. А на женщин этот налог не распространялся, чем слабая половина и воспользовалась, доказав, что ее силе и выносливости можно позавидовать.
И правда, глядя на то, как невысокие бабульки в своем легком аквалангистском снаряжении с песнями заходят в воду и затем растворяются в морской пучине, ощущаешь какую-то нереальность происходящего. Им бы внуков нянчить да возле печи сидеть, а они отважно борются с морской стихией. Оттого это зрелище любят туристы всего мира, а бабушки не прочь им подыграть, исполнив древний обряд погружения в воду, а заодно и продав щедрым зрителямморские деликатесы, приготовленные тут же, Если вы истинный любитель морских явств, то вкуснее и свежее, чем на Чеджу, их не найти.
Вся жизнь на Чеджу крутится вокруг горы Халласан – в прямом смысле. Гора находится практически в центре острова и является его визитной карточкой. Халласан – вторая по величине гора на Корейском полуострове. Ее высота составляет 1950 метров, выше только Пектусан на северокорейской территории. Со стороны она похожа на большого вельможу в шапке и овеяна массой легенд, имеет особый смысл для каждого корейца. Если, например, кореец хочет признаться в любви своей избраннице, он не говорит ей – я люблю тебя, а предлагает: пойдем сходим на Халласан. Поднимитесь на высоту две тысячи метров, погуляйте среди облаков, и вы поймете всю романтичность этого предложения. Для этого есть все необходимое – на гору проложено несколько пешеходных маршрутов, и даже не у самых выносливых людей есть замечательная возможность за день совершить восхождение на вершину.
Красота Халласана покорила местных садоводов, и они вывели даже специальный вид гигантского мандарина, внешне очень похожего на гору – круглого с «шапочкой», и дали ему соответствующее название – Халлабон. Он – царь мандаринов, которых местные селекционеры вывели десятки сортов. Когда я прилетаю на Чеджу, то на обратном пути обязательно покупаю коробочки этих чудесных плодов, чтобы порадовать их необыкновенным вкусом моих близких. Ведь таких мандаринов не купишь ни в одном уголке мира, - недаром чеджуанцы называют свой остров мандариновым раем!
Олег Кульгин,
фото автора,
(продолжение следует).